Спишите, вставьте пропущенные буквы, из скобок выберите нужную орфограмму. Поставьте ударение в словах. Укажите исключения

Кардиография, рен…геноскопия, клепт…мания, кулинария, наркомания, доз…метрия, мет…нимия, гип…ремия, гастр…скопия, ан…мия, анатомия, тел…графия, полиметрия, н…кролог, г…неалог, г…неколог, тонометрия, аудиометрия, т…мография, энд…скопия, гастр…номия, ламинария, библиомания, полиграфия, англомания, вет…ринария, гип…ксемия, аси (м, мм)етрия, динамометрия, графомания, флю?рография, трахеотомия, си(м,мм)етрия, ишемия, патронимия, телескопия, лейк…мия, семинария.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение.

Новорожде (н,нн)ый, средства, медик…менты, коклюш, мускулистый, паралич, шприцы, облегчить, госпитальный, несколько петель, генезис, д…спансер, б…опсия, эксперт, аналог, ободрить, соболезнование, санитария, ломота, бальзамировать, принудить, анамнез, д…спепсия, роженица, эпикриз, дремота, закупорить, д…сфагия, туляремия, невропатолог, вет…ринария, флюорография, анатомия, коронарография, ишемия, полиграфия, инсульт, симметрия, генеалог, эндоскопия, дозиметрия, нет бинта, запломбировать, некролог.

Контрольные вопросы к § 5

1.Расскажите о постановке ударения в словах, оканчивающихся на – лог. Назовите исключения из правила.

2.Расскажите о постановке ударения в словах, оканчивающихся на – мия. Назовите исключения из правила.

3.Расскажите о постановке ударения в словах, оканчивающихся на – метрия. Назовите исключения из правила.

4.Куда падает ударение в словах, оканчивающихся на – скопия?

5.Куда падает ударение в словах, оканчивающихся на - мания?

6.Куда падает ударение в словах, оканчивающихся на –нария?

 

Домашнее задание

1.§ 5 - Блок информации.

2.Контрольные вопросы к § 5.

Словарная работа к занятию №6: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 18.

Самостоятельная работа «Проверь себя».

Повторите правописание приставок (см. Приложение №5): на З-С; ПРЕ- ПРИ.

Повторите правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом (см. Приложение №6).

Подготовьтесь к итоговому контролю по теме: «Акцентологические нормы.  Постановка ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике».

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 2

Постановка ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике.

Индивидуальное задание:

Выступление на медицинскую тему: «Профилактика инсульта. Уход за больными, перенесшими инсульт».

Нормы письменной речи

Занятие № 7

Орфографические нормы.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание этих слов.

Бр о нх`ит, бр о нхоск о п`ия, пневм о н`ия, `ас т ма

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, вспомните правила правописания И-Ы после приставок.

Роз…ск, под…тожить,пред…нфарктное состояние, мед…нститут, сверх…зысканный, раз…грать, без…дейный, вз…мать, спорт…гра, без…мянный, с…мпровизировать, контр…игра, пред…юньский, меж…нститутский, дез…нфекция, пред…стория, сверх…нтеллект, пред…дущий.

 

Блок информации

 

Нормы письменной речи изучаются еще в образовательной школе на уроках русского языка. Никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.

 

Орфография - это совокупность правил, устанавливающих:

- единообразное написание морфем (т.е. значащих частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний);

- раздельное и слитное написание слов и их частей;

- употребление прописных букв;

- правила переноса слов.

Орфографические нормы – это нормы, связанные с написанием слов и словосочетаний.

Правила правописания смотрите в Приложении № 5.

Практика

Упражнение 19

Раскройте скобки. Как надо написать эти слова: слитно, через дефис или раздельно

(см. Приложение №5)?

 

(пол) лимона          (кое) как           (по) моему         (бело) розовый

(пол) апельсина     (как) либо          (по) лисьи          (древне) русский

(полу) остров       (как) нибудь        (по) русски            (высоко) горный

иметь (в) виду      (как) будто       (по) этапно          (выпукло) вогнутый

(в) виду болезни        (чуть) чуть     (по) немецки        (низко) пробный

(макро) экономика как (то)          (во) первых        (неистощимо) активный

(пол) Москвы        мало (по) (малу)  (по) пусту        (сердечно) сосудистая система

(пол) килограмма точь (в) точь   (под) мышкой   (черепно) мозговая травма

(северо) запад       (в)лево            (под) мышки    (вегето) сосудистая

(авиа) билет    (видимо) невидимо (до) тла          (металло) пластмассовая

Упражнение 20

Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно. Вспомните правила правописания Н-НН в разных частях речи (см. Приложение №5).

Ноше…ный костюм, поноше…ный костюм, кожа…ный портфель, ветре…ный день, пече…ный картофель, пече…ный в золе картофель, балова…ный ребенок, фруктовое мороже…ное, свежемороже…ная рыба, замороже…ные продукты, стекля…ная ваза, соломе…ная шляпка, безветре…ный день, со…ная девочка, гуси…ный пух, зеле…ный чай, купле…ный в магазине, жела…ный подарок, смышле…ный ребенок, избалова…ны судьбой, гости…ный двор, жаре…ное мясо, зажаре…ная утка, багря…ный цвет, газирова…ная вода, некоше…ная трава, нескоше…ная трава, это це…но, це…ная вещь, вещь оцене…на антикваром, проще…ное воскресенье, вяза…ный шарф, вяза…ный мамой шарф, привяза…ный, баше…ный кран, беше…ный пес, имени…ник, труже…ник, ю…ный, дря…ной, закова…ный, отчая…ный, дикови…ный, гости…ница, масля…ный, слабосоле…ный, проветре…ный, засоле…ный, стра…ник, задача реше…на, даль тума…на, шерстя…ной, исти…ный, подли…ный, кова…ный.

Упражнение 21

I.Отметьте номера слов, в которых пишется Ь. Сформулируйте правило правописания Ь. В каких случаях Ь не пишется? (см. Приложение №5)

1)в…едливый, 2)ад…ютант, 3)девят…ю, 4)необходимо учит…ся, 5)кинос…емка, 6)кулич…, 7) бул…он, 8)мелоч…, 9)свар…щик, 10)нян…ка, 11)он нян…чится, 12)проч…, 13)замуж…, 14)болееш…, 15)врач…, 16)в…юга, 17)пять тысяч…, 18)лиш..., 19)кофе горяч…, 20)бал…зам, 21)пят…десят, 22)суб…ективный, 23)отреж…

 

II.Отметьте номера слов, в которых пишется Ъ. Сформулируйте правило правописания Ъ. В каких случаях Ъ не пишется? (см. Приложение №5)

1)без…ядерный, 2)вар…ирование,3)ин…екция, 4)н…юанс, 5)фельд…егерь, 6)из…ян, 7)двух…ярусный, 8)кон…юнктивит, 9)контр…атака, 10)об…ективный, 11)дет…ясли, 12)пан…европейский, 13)с…экономить, 14)об…единение, 15)ин…яз, 16)без…апелляционный, 17)в…ездной, 18)меж…ярусный, 19)об…ятия, 20)без…утешный

Упражнение 22

Перепишите, раскрывая скобки. Вспомните правописание НЕ  с разными  частями речи (см. Приложение №5).

(Не) готов, (ни) кого (не) глупее, (не) легкая работа, далеко (не) легкое дело; (не) дорогой, а дешевый; (не) глубокая, а широкая река, (не) ладить, (не) здоровится, (не) досолили суп, (не) растворимый, (ни) кому (не) нужный, как (не-ни?) в чем (не-ни?) бывало, (не) расчищенная дорожка, (не) известный писатель, (не) известный нам писатель, (не) выдуманные истории, (не) заменимый сотрудник, ни с чем (не) сравнимая красота, работа (не) опубликована, (не) вежество, (не) засеянные крестьянами поля, (не) скошенная вовремя трава, (не) прочитана, (не) растворимый водой состав, (не) очень, вовсе (не) интересно, говорил (не) искренно;

(не) затуманенные, а ясные дали; (не) женат, (не) замужем, (не) видимая (ни) кем сторона Луны, (не) раз, (не) жалею, (не) желая (ни) кому (ни) когда зла, совершенно (не) известный писатель, (не) выдуманные нами истории, (не) любимый мачехой ребенок, (не) дооценить услугу, (не) рад, очень (не) внимателен.

Упражнение 23*

Приводимые ниже слова разбейте на три группы:

1)приставка ПРЕ – в значении очень, весьма;

2)приставка ПРЕ – близка к значению приставки ПЕРЕ – (придаёт значение через, по-иному);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: