В 1802 г. вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в числе которых было и Министерство внутренних дел

Суть этой реформы заключалась в том, что создание министерств означало дальнейшую централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.

Что же касается создания Министерства внутренних дел, то в этой области реформа была более значительной. Дело в том, что до реформы основным органом внутреннего управления был сенат, а практически власть, особенно в руководстве силовыми структурами, - концентрировалась в руках генерал-прокурора.

Создание МВД означало, что все функции внутреннего управления сосредоточились полностью в этом министерстве.

Таким образом, впервые был создан единый орган управления, объединивший полицию империи в общегосударственном масштабе, что явилось одной из важнейших вех в развитии полицейской службы России. МВД осуществляло также административный надзор за благоустройством и санитарным состоянием всей империи, путями сообщения, продовольственным делом, ведало почтой и т.д.

Учитывая многообразие функций министерства, что не позволяло ему сосредоточить внимание на полиции, в 1811 г. из него выделяется специальное Министерство полиции, существовавшее наряду с Министерством внутренних дел, в ведении которого остались вопросы продовольствия, сельского хозяйства, промышленности (за исключением горной) и т.д.

Важное значение имели меры по укреплению общей полиции, проведенные в 1837 г. Эти меры заключались, прежде всего, в расширении низового аппарата полиции в уездах, где учреждены были должности становых приставов, подчиненных исправнику. В большинстве местностей империи утвердился принцип назначения исправников правительством (прежде они избирались местным дворянством).

Претерпела изменения в первой половине XIX в. и политическая полиция. Всевластие органов политического сыска, широко применявших пытки, волна репрессий, затронувшая в последние годы правления Екатерины II и, особенно при Павле I дворянство и даже часть придворной аристократии, вызвали, как уже говорилось, глубокое недовольство общества. Поэтому император Александр I в 1801 г. издал манифест об упразднении Тайной экспедиции и запрещении пыток. Расследование и рассмотрение политических дел передавалось Сенату, а также судам по уголовным делам и общей полиции. Особым указом императора Александра I прекращались следственные и судебные дела по политическим обвинениям и всем заключенным даровалось «прощение».

Однако уже в 1805 г. предпринята попытка создать особый орган политического сыска с широкими полномочиями - Особый секретный комитет, который в ряде документов того времени именуется также комитетом высшей полиции. В 1807 г. он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В его состав вошли министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела и решал их, а сыск вела общая полиция.

В первую четверть XIX в. существовало несколько органов политической полиции: Комитет высшей полиции, «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел, секретные службы гвардейского корпуса и Управления военных поселений и, наконец, секретная часть петербургского градоначальства. Все они были независимы друг от друга и соперничали между собой. Одновременно усиливаются воинские части в губерниях и крупных городах, предназначенные для обеспечения общественной безопасности. С этой целью в 1817 г. учреждается корпус внутренней стражи, который в административном отношении, а также в вопросах финансирования и снабжения был подчинен военному министерству. Но его подразделения, расквартированные в губерниях (гарнизонные батальоны и уездные воинские команды), в оперативном отношении подчинялись губернаторам и уездным исправникам.

Особую остроту вопрос о взаимодействии армейского командования и полиции получил еще накануне Отечественной войны 1812 г.

В «Правилах для управления Главнокомандующему действующей армии, губерниями, в военном положении объявленными», утвержденных императором Александром I еще 13 марта 1812 г., в губерниях, объявленных на военном положении и составлявших тыловые районы действующей армии, губернаторы, а, следовательно, и полиция переподчинялись главнокомандующему армией и обязаны были выполнять его приказы, он мог смещать чиновников полиции и предавать их военному суду.

Порядок, установленный указанным законом, действовал и после окончания войны 1812 г. в случаях объявления военного положения в тех или иных местностях, как, например, в Харьковской и Новгородской губерниях при подавлении восстаний в военных поселениях.

 Российская империя являлась унитарным государством, в ней учитывались особенности местного управления, в том числе в организации и деятельности полиции, исторически сложившиеся особенности национального быта, уровни социально-экономического и политического развития различных регионов.

После подавления восстания декабристов Николай I радикально реорганизовал политическую полицию. Указом от 3 июля 1826 г. создается III отделение «Собственной его Императорского Величества канцелярии» как орган политической полиции, в его состав была включена и особенная канцелярия МВД. Начальник этого отделения был подчинен непосредственно царю.

В столицах (Петербурге и Москве), крупных портах и губернских городах располагались жандармские дивизионы и команды. Важнейшей функцией III отделения стала охрана государственной безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору информации о противоправительственных организациях и тайных обществах. В этой связи следует напомнить, что еще 1822 г. императорским указом полиции предписывалось закрыть все тайные общества и масонские ложи, а государственные служащие обязаны были давать подписку в том, что они в таковых обществах и ложах не состоят. Восстание декабристов в 1825 г. показало, что полиция и ведомственные секретные службы реализовать этот указ не смогли. Теперь функция политической полиции из МВД была изъята и передана III отделению. К нему же перешли функции политической и военной контрразведки. С этой целью III отделение обязывалось контролировать деятельность и передвижения по стране иностранцев. Усилился контроль и за передвижениями российских подданных, чему способствовало принятие Свода уставов о паспортах и беглых в 1833 г.

Общее руководство местной полицией по-прежнему оставалось в ведении МВД и осуществлялось через департамент полиции исполнительной.

Усилился контроль МВД за деятельностью местных полицейских органов. С этой целью был увеличен штат чиновников для особых поручений при министре. Регулярными стали личные инспекторские выезды на места директора департамента полиции исполнительной. Для управления департаментом во время его отсутствия вводится должность вице-директора. В составе МВД было учреждено специальное подразделение для проведения негласных ревизий и разбора материалов о злоупотреблениях чиновников местной полиции. Однако ревизии показывали низкую эффективность деятельности полиции и необходимость ее реформирования.

Крупные реформы полиции были проведены в 60-80-х годах XIX в. Падение крепостного права и освобождение крестьян из-под вотчинной власти помещиков, революционная ситуация в стране, развитие капитализма и рост городов вынудили царское правительство реформировать весь полицейский аппарат.

В связи с массовым строительством железных дорог были образованы железнодорожные жандармские управления. Принятый 16 марта 1867 г. особый правовой акт - «Порядок учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах» устанавливал, что в ведении каждого железнодорожного жандармского управления должен был находиться участок пути в 2 тысячи верст.

Соответственно они несли все обязанности и пользовались всеми правами общей полиции. Предоставление железнодорожным жандармским управлениям прав общей полиции, а следовательно, и права проведения дознания, требовало решения и более общего вопроса - о правовом регулировании деятельности губернских жандармских управлений в области дознания. Дело в том, что в соответствии с судебными уставами 1864 г. следствие было возложено на судебных следователей, а за полицией осталось лишь дознание. В Уставах ни, одним словом не упоминалось о жандармерии.

Начавшийся в 80-е годы промышленный переворот в России и последовавший затем промышленный подъем 1893-1900 годов, охвативший все отрасли промышленности, в том числе тяжелую промышленность, привел к изменению социальной структуры общества: бурному росту городского населения и в особенности слоя индустриальных рабочих. Именно эта социальная группа превращается в главный объект политического сыска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: