Концепция и принципы универсального дизайна

Универсальный дизайн в формировании доступной среды на транспорте

Концепция и принципы универсального дизайна

 Концепция создания доступной среды возникла во второй половине прошлого столетия — в 1963 г. Впервые ее сформулировал Селвин Голдсмит в книге «Проектирование для инвалидов». Одной из самых значительных его идей, воплощенных в жизнь является создание заниженного бордюра, считающегося теперь стандартным требованием организации архитектурной среды.

Более поздней была концепция «безбарьерного дизайна», предполагающая обеспечение доступных условий передвижения и восприятия информации на основе создания адаптивной и реабилитационной техники для инвалидов. Прообраз универсального дизайна, сформировался к началу 1990-х гг.

Его философия основывалась на разработке продукции и среды, которыми могут пользоваться все люди в максимально возможной степени без необходимости дополнительной адаптации или специального дизайна, либо при реализации незначительных мероприятий по адаптации среды, но за небольшую дополнительную плату.

 Этот подход был направлен на упрощение жизни всех людей, независимо от их функциональных возможностей.

Такой подход может быть представлен в виде пирамиды универсального дизайна состоящей из 8 рядов описывающей имеющиеся ограничения и барьеры потребителей, имеющие  различные ограничения в передвижении:

 Ряд-8 (верхняя часть пирамиды) включает пользователей, которым требуется два или более помощника в процессе их передвижения.

 Ряд-7 включает пользователей электрическими скутерами и креслами-колясками, нуждающимся в помощи и наблюдении сопровождающего лица.

 Ряд-6 включает самостоятельных пользователей кресел-колясок (эта категория требует наличие специфического обустройства среды).

 Ряд-5 включает людей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на амбулаторном лечении.

 Ряд-4 включает людей с устройствами на колесах (выражается ограничениями свободного пространства).

 Ряд-3 включает детей и женщин (выражается ограниченным количеством адаптированных туалетных кабинок, высотой киосков, ограничений передвижения матерей с детьми).

 Ряд-2 включает людей, для которых преодоление архитектурных приспособлений (лестниц и т. д.) не составляет проблемы.

 Ряд-1 (нижняя часть пирамиды) включает людей которые полностью мобильны и не имеют проблем с бегом, прыжками, лазанием по вертикальным лестницам

 Термин «универсальный дизайн» впервые был введен архитектором Рональдом Л. Мейсом, чтобы описать понятие проектирования любой продукции, услуг и окружающей среды с позиций доступного использования всеми потребителями, вне зависимости от имеющихся у них ограничений подвижности, параметров тела, возраста или восприятия информации.

Официально этот термин был закреплен в 2006 г. в статье 2 Конвенции ООН «О правах инвалидов», где он рассматривается как «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна».

При этом ««Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных категорий инвалидов, где это необходимо». Благодаря современному уровню развития медицины, в условиях старения населения, а также роста качества помощи людям с тяжелыми врожденными дефектами и приобретенными травмами, во многих странах наблюдается увеличение продолжительности жизни людей.

Появляются новые возможности для активного участия людей с различными нозологиями в жизни общества. Именно поэтому Универсальный дизайн (или «дизайн для всех») получил признание во всем мире в качестве улучшенного, и становится неотъемлемой частью проектирования и создания окружающей среды, товаров, технологий и услуг.

В отличие от «безбарьерного дизайна» он приносит пользу не только людям с инвалидностью, но и обеспечивает удобство передвижения людей с детскими колясками, с багажом, тем, кто имеет ограничения в восприятии информации и многим другим лицам. «Концепция универсального дизайна» охватывает много областей, включая:

• общие принципы такого дизайна;

• текущие тенденции в развитии практик его применения, проектировочные строительные регламенты, стандарты и правила, а также нормы человеческой жизнедеятельности;

• теорию развития и старения человека;

• вопросы прав человека, руководящие принципы и законы, вспомогательные технологии, теорию дизайна, антропометрию, эргономику, конструирование зданий и транспортных средств, дизайн освещения и звука.

Основные принципы универсального дизайна были сформулированы в 1990-х гг. в университете Северной Каролины (США) и представлены в следующем составе:

 Равенство в использовании.

Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями. Он позволяет:

 • обеспечить равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создать эквивалент;

• избежать выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков;

 • обеспечить неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность для всех;

 • сделать дизайн привлекательным для всех потребителей.

Гибкость в использовании.

Универсальный дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

Он должен:

• обеспечить пользователю выбор способа использования продукта;

• учесть особенности правшей и левшей при использовании;

• помочь пользователю правильно и аккуратно использовать продукт. Простой и интуитивно понятный дизайн.

Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент. Необходимо: • устранить ненужную сложность;

согласовать дизайн с пользователями с ожиданиями и интуицией;

• учесть различные уровни грамотности и языковых знаний;

• расположить информацию с учетом ее важности;

• обеспечить эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи.

Легко воспринимаемая информация.

Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.

Он должен:

• использовать различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации;

 • отделять главную информацию от второстепенной;

 • представлять самую важную информацию максимально понятно;

 • отделять элементы информации так, чтобы их можно было легко описать;

• обеспечить совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.

 Допустимость ошибки.

 Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий. Для того, чтобы этого избежать необходимо:

• организовать элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки;

 • обеспечить наличие предупреждений об опасностях или ошибках;

• обеспечить отсутствие опасных последствий при выходе из строя;

• препятствовать совершению неосознанных действий при выполнении важных задач.

Слабое физическое усилие.

Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.

Для этого необходимо:

• сделать так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении;

 • использовать разумные значения для усилий;

• минимизировать повторяющиеся действия;

 • свести к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.

Размер и пространство для доступа и использования.

Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.

В связи с этим необходимо:

• обеспечить видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя;

• обеспечить легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя;

• предусмотреть различные варианты размеров руки и силы сжатия;

• обеспечить достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника.

Необходимо отметить, что перечисленные принципы распространяются только на архитектурные и технические аспекты проектирования, в то время как философия универсального дизайна должна предусматривать учет и других аспектов. Дизайнеры и проектировщики должны учитывать также экономический, культурный, этнический и экологический аспекты окружающей среды. Это позволяет обеспечить лучшее соответствие учитываемых факторов потребностям максимального числа пользователей.

Обновленный подход был предложен в 2012 г. Школой архитектуры и планирования Буффало (США).

Он предусматривает восемь условий, которым должен удовлетворять универсальный дизайн:

1. Параметры тела человека учитываются в широком диапазоне размеров и способностей. Обычный дизайн учитывает лишь среднестатистического человека, в то время как универсальный признает, что человечество обладает широким спектром характеристик людей и их особенностей, в результате чего имеется необходимость в проектных решениях, пригодных для каждого человека.

2. Комфорт поддерживается в желаемых пределах функций тела человека и его восприятия окружающей среды. Объекты, услуги и параметры окружающей среды не должны приводить к завышенным физическим и психологическим нагрузкам пользователей, влияющим на ухудшение их самочувствия или состояния здоровья. Пользование такими объектами и услугами является удобным для всех групп населения приемлемое по продолжительности количество времени.

3. Осознание, что важная для использования информация воспринимается легко. Все пользователи должны иметь возможность без труда ориентироваться в заданном пространстве.

4. Понимание, что методы обслуживания и использование объектов являются интуитивно ясными и однозначными. Данное условие является развитием предыдущего. Ясность означает, что объекты и услуги не требуют значительных затрат времени на их изучение, а могут быть использованы сразу же при посещении объекта или получении услуги без каких-либо затруднений. Однозначность предполагает восприятие всеми людьми предоставляемой им информации одинаково. Основная роль в реализации этого условия отводится эффективному и доступному информационному обеспечению. В тех местах, где возможно обойтись без текстовых названий или пояснений, приоритет отдается использованию пиктограмм, одинаково понятных каждому человеку.

5. Здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека, предотвращению болезней и защите от опасностей. Не должно быть риска жизни и здоровью людей. Необходимо минимизировать проблемы людей от некоторых болезней или аллергии, а также создавать возможности для разумного повышения их физической активности.

6. Социальная интеграция людей с достойным и уважительным отношением ко всем группам населения. Должны создаваться условия, способствующие вовлечению людей всех групп населения в жизнь общества, а также устранения причин и условий дискриминации в отношении любого лица по какому-либо признаку, в том числе инвалидности. Стоимость услуг для инвалидов не должна отличаться от стоимости для других групп населения.

7. Индивидуализация, включая возможности выбора и выражения индивидуальных предпочтений. Каждый человек вправе самостоятельно делать свой выбор объекта посещения или получения услуги, а также места, времени и способа пользования ими. Вовлечение людей в решение общественных проблем, создание альтернативных способов получения услуг, развитие облачных технологий в области социологических исследований, создание механизмов общественных слушаний на этапах принятия важных решений — все это должно быть доступно каждому человеку, а его мнение должно быть услышано.

 8. Культурная приемлемость уважения и укрепления культурных ценностей, социального и экологического контекста дизайн-проекта. Должно уважаться разнообразие пользователей, их менталитета, веры и культурных ценностей.

Никто не должен чувствовать себя маргинализированным; каждый человек должен иметь возможность в пользовании объектами и услугами, в которых могут быть реализованы элементы культурной, социальной среды и принципов устойчивого развития. Таким образом, универсальный дизайн должен учитывать существующее состояние и возможности местных условий, в которых планируется внедрение проекта. Кроме перечисленных условий, должна быть учтена финансовая составляющая проекта и возможные выгоды, при которых некоторые усовершенствования могут принести несоразмерные выгоды не только инвалидам, но и остальным группам населения, в том числе в части повышения уровня качества жизни.

В целом, принцип универсального дизайна следует рассматривать как философскую стратегию, лежащую в основе обеспечения полноправной гражданственности и независимой жизни всех людей, включая МГН. Национальная политика в сфере обеспечения универсальной доступной среды должна быть интегрированной, инклюзивной и распространятся на все аспекты жизни этих людей, включая сферу транспорта. На всех уровнях, на которых принимаются решения о применении принципов универсального дизайна, необходимо участие экспертов общественных организаций инвалидов, научно-исследовательских групп и информационных центров. Такой подход позволяет учесть требования всех МГН.

Жизненно важное значение в этом процессе имеют координация и стимулирование партнерских связей между государственным и частным секторами экономики, а также наукой, образованием и практической деятельностью.

Положительным эффектом от применения принципов универсального дизайна является возможность МГН принять полноценное участие в жизни общества, обеспечить лучшие условия для получения образования или трудоустройства, повысить свою производительность, снизить потребность в специальных услугах и поездках на личном транспорте. Он способствует увеличению использования пешеходной инфраструктуры и транспорта общего пользования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: