Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах, является неотъемлемым элементом их экономики.
Корпорации – это важнейший институт современной экономики. В развитых странах корпорация является неотъемлемым атрибутом системы власти.
Корпорация — форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих.
Для успешного функционирования корпораций необходимы несколько обязательных условий: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, различные формы собственности (защищаемые государством и уважаемые населением), профессиональные управляющие и т.д.[19]
Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется следующим:
1) значимостью корпораций в глобальной экономике;
2) повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;
3) инвестиционной привлекательностью корпораций для инвесторов;
4) необходимостью создания эффективного механизма управления корпорацией;
5) необходимостью соблюдения баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и/или участвующих в управлении организацией (корпорацией).
К проблемам корпоративного управления относятся такие вопросы, как взаимодействия между менеджерами и владельцами (акционерами/инвесторами), акционерами и другими заинтересованными лицами, взаимоотношения между основным (материнским) обществом и дочерними обществами, поставщиками и потребителями продукции, крупными (мажоритарными) акционерами предприятий-участников и высшими управляющими органами объединения предприятий и др.
Корпоративное управление включает рассмотрение двух блоков вопросов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Вопросы, которые рассматривает корпоративное управление.
Основных участников корпоративных отношений можно представить в виде схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Основные участники корпоративных отношений.
Различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Эти различия рассматриваются в рамках теории агентских отношений.