В каждый конкретный момент человек испытывает множество разнообразных потребностей. Психологи разработали ряд теорий, объясняющих природу их возникновения. Так Абрахам Харальд Маслоу, автор одной из самых популярных теорий, пытается объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Согласно его теории, потребности можно классифицировать по степени их значимости от низших к высшим:[14]
Потреб
ность в
самовыраже
НИИ (саморазвитии
Потребность престижа (са
моуважение, признание, статус
служебный рост, карьера
|
|
Социальные потребности
(общение, забота, внимание, принадлежность
к коллективу, совместный труд и т.п.)
Потребности самосохранения
(безопасность жизни, здоровья, имущества, соц. защищен.)
Физиологические потребности
(голод, жажда, воздух, продолжение рода, движение и т.д.)
Суть теории А.Маслоу: потребности первых, т.е. нижних уровней требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Основные выводы, которые можно сделать из теории иерархии потребностей:
· Потребности высших уровней не могут стать мотивами до тех пор, пока не будут удовлетворены хотя бы частично, первичные потребности;
· Чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами;
· Неудовлетворённые потребности стимулируют работника, а удовлетворённые перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворённые потребности;
|
|
· Удовлетворение какой – нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей более высокого уровня.
Теория потребностей Мак – Клелланда делает основной акцент на потребностях высших уровней. Дэвид Мак – Клелланд считал, что людям присущи три потребности:
· Потребность власти – выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с наиболее ярко выраженной такой потребностью становятся публичными личностями: политиками, звёздами шоу – бизнеса, творческими работниками;
· Потребность успеха – удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения;
· Потребность в причастности – сотрудники с наиболее ярко выраженной такой потребностью заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут заинтересованы такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация – с самим характером и сущностью работы. Во второй половине 50 – ых гг. Фредерик Герцберг обосновал, что отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворённости работой, но её наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. К мотивации могут быть отнесены:
· Успех
· Продвижение по службе
· Признание результатов работы
· Возможность творческого роста
· Высокая ответственность
Модель Портера – Лоулера включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, в которой используется пять переменных:
· Затраченные усилия;
· Восприятие;
· Полученные результаты;
· Вознаграждение;
· Степень удовлетворения.
Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. Более того, в данной теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.[15]
Вопросы для повторения: