Упаковка товара должна обеспечивать наилучшие по весу и объёму единицы для товара, создавать рациональные единицы для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров, для его складирования, учитывать виды и пути перевозки, уровень приспособленности средств упаковки к средствам автоматизации, транспортировки и складирования у клиентов; оптимальный вес и объём товара при использовании транспортирования и складирования.
Правила упаковки
Упаковка товаров должна отличаться от упаковки конкурентов, помогать покупателю в поиске товара и его быстром отождествлении с производителем. Упаковка должна придавать товару его образ, соответствовать его уровню цены.
Соответствие упаковки качеству товара особенно важно для тех товаров, престиж которых имеет значение для его потребителей. Например, в парфюмерии можно значительно успешнее продать духи среднего качества, но в красочной упаковке, чем духи хорошего качества, но в скромной упаковке.
В законодательстве многих стран имеются положения, связанные с упаковкой. Соответствующими обществами и организациями разрабатываются необходимые нормы и правила, требования к упаковке товара.
В отдельных странах по упаковке имеются международные и дополнительные национальные нормы. Например, в текстильной промышленности изделия из чистой шерсти должны иметь специальную этикетку, маркировку со сведениями о температуре стирки, глажения, чистки.
При отсутствии такой этикетки текстильные товары на рынках Западной Европы продавать запрещено. При этом все надписи на упаковке должны быть на языке покупателя.
Хорошая маркировка упаковки и перечисление всех условий, влияющих на использование товаров, помогают чётко определить ответственность продавцов.
Штриховая система
В настоящее время маркировки большинства товаров переводятся на штриховую систему. В форме этикетки на упаковке изделия размещаются вертикальные штриховые полоски разной толщины и цифры. Штриховое кодирование позволяет отказаться от многочисленных документов, сопровождающих товар, и оперативно получить информацию о производителе продукции, её технических и потребительских характеристиках. Кассир или продавец проводят сканером по штриховой этикетке, и кассовый аппарат выдаёт чек покупателю
Если в магазине имеется локальная компьютерная сеть, то в вычислительном центре магазина регистрируются не только цена товара, но и количественное изменение запасов на складе, а также оперативно поступает информация о товародвижении во все структурные подразделения магазина.
Каждой стране – участнице штриховой системы – предоставляется свой номер и код, состоящий, как правило, из 13 или 8 цифр.
Первые две – три цифры – страна происхождения товара. Следующие три – пять цифр указывают предприятие – изготовитель товара, оставшиеся цифры указывают код товара. Последняя цифра – контрольная, используется для правильного считывания и обеспечения надёжности штрихового кода.
Рассчитывается контрольная цифра следующим образом:
Допустим, в штриховом коде 13 цифр и выглядит он так:
5601721110013
1) Надо сложить цифры, стоящие на чётных местах:
6 + 1 + 2 + 1 + 0 + 1 = 11
2) Полученную сумму умножить на 3: 11 x 3 = 33
3) Сложить цифры, стоящие на нечётных местах (но без контрольной цифры):
5 + 0 + 7 + 1 + 1 + 0 = 14
4) Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3: 33 + 14 = 47
Отбросив первую цифру (десятки), получим 7
6) Из числа 10 вычтем полученную в пункте 5 цифру: 10 – 7 = 3
Если полученная таким образом цифра совпадает с контрольной последней цифрой в штрих – коде, значит, товар произведён в той стране, на которую указывают первые две или три цифры кода.
Если же полученная в пункте 6 цифра не совпадает с контрольной, значит, товар произведён где – то незаконно, и уж тут никаких гарантий качества нет.
Вопросы для повторения:
Для чего необходима товарно – знаковая символика?
Что входит в товарно – знаковую символику?
Что даёт и чем помогает товарный знак производителю?
Каковы основные требования, предъявляемые к товарной марке?
Каковы основные требования к упаковке?
Каковы основные правила упаковки товаров?
Лекция № 25
Бренд: понятие, создание, оценка стоимости. Брендинг как высокоэффективная технология завоевания и удержания потребителя.
В последнее время широкое распространение в деловом обороте получил термин «бренд». Используемый в РФ термин «торговая марка» является прямым переводом с английского термина «trade mark”. Однако маркетологи других стран применяют понятие «Brand», которое в России используется в английском варианте – бренд.