Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии: проектирование и осуществление, в ходе чего необходимо учитывать цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые составляют её основу. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется экспозиционерами, музейными художниками, иногда с участием инженеров и других специалистов. Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.
Документация экспозиционного проектирования — это совокупность документов, последовательно создаваемых при участии экспозиционера, художника, что является важным при создании музейной экспозиции.
Поэтому необходимо обеспечить глубокую научную разработку экспозиционной тематики. Создание научного проекта проходит несколько этапов. В итоге проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно уточняющих её несколькими документами, разработанными параллельно.
Порядок составления экспозиционной документации (этапы) | Разработка научной концепции | Порядок составления документации научного проектирования | Порядок составления документации художественного проектирования |
I. | Изучение темы | Изучение темы | |
II. | 1. Определения целей и задач, актуальности темы2. Историческая справка о музее, создание экспозиции (реэкспозиция) 3. Краткое содержание экспозиционной темы | 1. Знакомство с темой | |
III. | 4. Составление плана комплектования | 1. Составление тематической структуры (ТС) | |
IV. | 5. Подбор экспонатов6. Характеристика источниковой базы | 2. Составление расширенной тематической структуры (РТС) | 2. Разработка генерального решения |
V. | 7. Характеристика экспозиционной площади | 3. Составление экспозиционного маршрута | 3. Составление эскизного проекта |
VI. | 8. Основные идеи создания экспозици | 4. Составление тематико-экспозиционного плана | |
VII. | 9. Пути реализации | 5. Раскладка | 4. Составление монтажных листов |
Весь комплекс документов, включая художественный проект, составляет основу для технического проектирования.
Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, что бы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала.
Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.
В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.
Графа 1. «Порядковая нумерация» — потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.
Графа 2. «Наименование разделов, тем, подтем, комплексов» — записывается наименование экспозиционных разделов, тем, подтем, комплексов.
Графа 3. «Экспонируемые материалы» — полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).
Графа 4. «Характеристика источников» — вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.
Графа 5. «Инвентарный номер» — указание инвентарного номера, номера негатива и т. д.
Графа 6. «Место расположения» — нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.
Изложение содержания плана рекомендуется строить по определённой форме:
№п/п | Разделы, темы, подтемы, комплексы | Экспонируемые материалы | Характе-ристика источников | Инвентар-ный номер | Место располо-жения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПЕРЕСТРОЙКА ШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА ТАМБОВЩИНЕ 1917-1940 гг. | |||||
1. | В. И. Ленин. 1917-1924 гг. Художник А. Н. Страхов. 1924 г. | Плакат Копия 100х90 | Б/н | Верхний пояс | |
2. | «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!» Ленин. 1917 г. | Текст-цитата | Б/н | Витринно-плоскостная конструкция | |
3. | Удостоверение личности гражданина РСФСР Криволуцкой А. П. 1925 г. | Документ Подлинник 16х12 | №3395/3 | Витрина №1 | |
4. | «Одна из основных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведём, — дело народного образования». Ленин. | Текст-цитата | Б/н | ВПК №1 | |
5. | «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» | Лозунг | Б/н | Верхний пояс | |
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ | |||||
6. | Декрет «Об отделении церкви от государства, школы от церкви». 1918 г. | Документ Копия 30х45 | Б/н | ВПК №2 | |
7. | Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Ленин, Бонч-Бруевич, Бричкина. 26 декабря 1918 г.«В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановляет: 1. Всё население страны в возрасте от 6 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение ведётся в государственных школах, как существующих, так и в учреждениях для неграмотного населения по планам Народного комиссариата по просвещению». | Документ Копия 30х45 Текст декрета | Б/н | Верхний пояс | |
8. | Плакат «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». | Рисунок Копия 100х90 | Б/н | Верхний пояс | |
9. | Штык винтовки Мосина. Конец XIX в. Символ революционной эпохи «Пером и штыком». | Подлинник h=40 | №4957 | ВПК№1 |
Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Экспонируемые материалы», обязательно указывая источник. Ведущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.
Следует стремиться к тому, что бы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.
Этикетаж
Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор материала, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.
Виды этикетажа:
· «Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий название музейных разделов, экспозиционных комплексов. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.
Например:
«Развитие образования в Тамбовской губернии (1786-1917 гг.)»
«Перестройка школьного дела на Тамбовщине. (1917-1940 гг.)»
«Школа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл»;
· Пояснительный — это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа (название) — пишется более крупно, вторая часть (описание) — более мелко.
Например:
Панорама губернского города Тамбова
Выполнена архитектором Василием Усачёвым в 1799 г. Копия художника Шпильчина В. Г., 1994 г.
Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции.
В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею. Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать откуда он взят.
В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные.
Например:
Пташкин Д. А.
Фотография, конец XIX в., подлинник
9 сентября 1882 г. в г. Тамбове дочерью генерал-губернатора Д.А. Пташник было открыто начальное женское училище, которое 23 ноября 1885 г. преобразовано с разрешения попечителя Харьковского учебного округа в женскую четырёхклассную прогимназию с подготовительным классом и пансионом при ней.
Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующими образом: