Этапы работы над экспозицией

Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии: проектирование и осуществление, в ходе чего необходимо учитывать цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые составляют её основу. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется экспозиционерами, музейными художниками, иногда с участием инженеров и других специалистов. Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.

Документация экспозиционного проектирования — это совокупность документов, последовательно создаваемых при участии экспозиционера, художника, что является важным при создании музейной экспозиции.

Поэтому необходимо обеспечить глубокую научную разработку экспозиционной тематики. Создание научного проекта проходит несколько этапов. В итоге проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно уточняющих её несколькими документами, разработанными параллельно.

Порядок составления экспозиционной документации (этапы) Разработка научной концепции Порядок составления документации научного проектирования Порядок составления документации художественного проектирования
I. Изучение темы Изучение темы  
II. 1. Определения целей и задач, актуальности темы2. Историческая справка о музее, создание экспозиции (реэкспозиция) 3. Краткое содержание экспозиционной темы   1. Знакомство с темой
III. 4. Составление плана комплектования 1. Составление тематической структуры (ТС)  
IV. 5. Подбор экспонатов6. Характеристика источниковой базы 2. Составление расширенной тематической структуры (РТС) 2. Разработка генерального решения
V. 7. Характеристика экспозиционной площади 3. Составление экспозиционного маршрута 3. Составление эскизного проекта
VI. 8. Основные идеи создания экспозици 4. Составление тематико-экспозиционного плана  
VII. 9. Пути реализации 5. Раскладка 4. Составление монтажных листов

Весь комплекс документов, включая художественный проект, составляет основу для технического проектирования.

Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, что бы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала.

Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.

В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.

Графа 1. «Порядковая нумерация» — потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.

Графа 2. «Наименование разделов, тем, подтем, комплексов» — записывается наименование экспозиционных разделов, тем, подтем, комплексов.

Графа 3. «Экспонируемые материалы» — полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).

Графа 4. «Характеристика источников» — вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.

Графа 5. «Инвентарный номер» — указание инвентарного номера, номера негатива и т. д.

Графа 6. «Место расположения» — нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.

Изложение содержания плана рекомендуется строить по определённой форме:

№п/п Разделы, темы, подтемы, комплексы Экспонируемые материалы Характе-ристика источников Инвентар-ный номер Место располо-жения
1 2 3 4 5 6
  ПЕРЕСТРОЙКА ШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА ТАМБОВЩИНЕ 1917-1940 гг.        
1.   В. И. Ленин. 1917-1924 гг. Художник А. Н. Страхов. 1924 г. Плакат Копия 100х90 Б/н Верхний пояс
2.   «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!» Ленин. 1917 г. Текст-цитата Б/н Витринно-плоскостная конструкция
3.   Удостоверение личности гражданина РСФСР Криволуцкой А. П. 1925 г. Документ Подлинник 16х12 №3395/3 Витрина №1
4.   «Одна из основных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведём, — дело народного образования». Ленин. Текст-цитата Б/н ВПК №1
5.   «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» Лозунг Б/н Верхний пояс
  РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ        
6.   Декрет «Об отделении церкви от государства, школы от церкви». 1918 г. Документ Копия 30х45 Б/н ВПК №2
7.   Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Ленин, Бонч-Бруевич, Бричкина. 26 декабря 1918 г.«В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановляет: 1. Всё население страны в возрасте от 6 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение ведётся в государственных школах, как существующих, так и в учреждениях для неграмотного населения по планам Народного комиссариата по просвещению». Документ Копия 30х45 Текст декрета Б/н Верхний пояс
8.   Плакат «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Рисунок Копия 100х90 Б/н Верхний пояс
9.   Штык винтовки Мосина. Конец XIX в. Символ революционной эпохи «Пером и штыком». Подлинник h=40 №4957 ВПК№1

Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Экспонируемые материалы», обязательно указывая источник. Ведущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.

Следует стремиться к тому, что бы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.

Этикетаж

Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор материала, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.

Виды этикетажа:

· «Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий название музейных разделов, экспозиционных комплексов. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.

Например:

«Развитие образования в Тамбовской губернии (1786-1917 гг.)»

«Перестройка школьного дела на Тамбовщине. (1917-1940 гг.)»

«Школа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл»;

· Пояснительный — это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа (название) — пишется более крупно, вторая часть (описание) — более мелко.

Например:

Панорама губернского города Тамбова

Выполнена архитектором Василием Усачёвым в 1799 г. Копия художника Шпильчина В. Г., 1994 г.

Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции.

В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею. Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать откуда он взят.

В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные.

Например:

Пташкин Д. А.

Фотография, конец XIX в., подлинник

9 сентября 1882 г. в г. Тамбове дочерью генерал-губернатора Д.А. Пташник было открыто начальное женское училище, которое 23 ноября 1885 г. преобразовано с разрешения попечителя Харьковского учебного округа в женскую четырёхклассную прогимназию с подготовительным классом и пансионом при ней.

Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующими образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: