Историк Р. Виппер об особенностях Тридцатилетней войны

"Такая длительная война была возможна только при особых условий рекрутирования солдат и их содержания. Валленштейн выразил это словами "война кормит войну". Солдат нанимали как рабочих для постройки; капиталом для их вознаграждения становились завоевания и добычу.

Этих солдат нельзя было удержать в дисциплине. Они превращались после победы или взятия города на зверей. Часто они вырезали или вешали все мужское население и, забрав добычу, поджигали поселения. Когда Тилли взял богатый Магдебург.., в соборе нашли полсотни женщин с отрубленными головами, солдаты с хохотом нанизывали детей на пики. На просьбам о помиловании Тилли заявил: "Подождите еще час, я посмотрю, что можно будет сделать: надо же дать солдату-то после стольких опасностей и труда ". По мнению другого начальника, чтобы удержать среди них порядок, нужно было больше виселиц, чем домов, и больше веревок, чем деревьев. Валленштейн привлекал более всего тем, что предоставлял своим солдатам полную свободу ".

Подумайте и ответьте:

1. Что давало возможность странам-участницам вести такую длительную войну?

2. Дайте свою оценку действиям солдат армии Валленштейна.

Практическое занятие №11

Тема: Заполнение таблицы «Итоги и цена преобразований Петра Великого», решение теста.

Цель работы: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий: табель о рангах, граф, барон, император, сенат, коллегии, «Генеральный регламент», генерал-прокурор, Священный Синод; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

                                           

Порядок выполнения работы:

Часть1:

1.Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять таблицу.

2.Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.

3.Подготовьте в тетради основу таблицы и заполните ее.

4.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть 2.

1.Решите тест

3.Сдать на проверку.

Указания к выполнению работы:

Часть1

1. Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.

2. Начертить в тетради и заполнить таблицу

 

Название реформы Год  

Последствия реформы

    Положительные Отрицательные  

Часть 2

Решите тест

 

В 1721 г. произошло событие

1) восстание Е. Пугачева     

2) начало правления Петра I   

3) основание Московского университета  

4) окончание Северной войны.

Стремление усовершенствовать органы власти заставило Петра I

1) ввести систему кормлений 2) установить местничество 3) создать приказы 4) учредить коллегии 3. Усилению обороноспособности Российского государства в первой четверти XVIII в

Способствовало

1) присоединение побережья Черного моря   2) создание регулярной армии

 3) введение всеобщей воинской повинности 4) создание «полков нового строя»

 4. Петровские реформы первой четверти XVIII в. способствовали

 1) демократизации политической жизни   2) ослаблению феодального гнета

 3) ослаблению обороноспособности страны 4) усилению самодержавной власти

  5. К результатам деятельности Великого посольства не относится

 1) приглашение в Россию более 800 иностранных мастеров

 2) освоение достижений европейской цивилизации

 3) заключение союзных договоров с рядом европейских стран против Турции

 4) была достигнута тайная договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции

В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в. произошло

Утверждение

1) «золотого века» русской культуры    2) интереса к античному искусству                                              3) классицизма в архитектуре                 4) светского искусства

  7. В результате проведения военной реформы в XVIII в. возникло понятие

                1) мушкетер 2) кирасир     3) рекрут     4) гусар

 8. В петровскую эпоху для управления делами церкви было создано учреждение

                1) митрополия 2) патриархат 3) Синод   4) Сенат

 9. Реформы Петра I в области государственного управления привели к

1) выборности государственных органов 2) усилению влияния родовитого боярства

3) ликвидации приказной системы    4) упразднению сословного строя

 10. «Подлым народом» в петровскую эпоху называли

1) всех иноземцев 2) низы общества 3) бунтарей 4) армию крымского хана

11. К преобразованиям Петра I в сфере культуры относится (-сятся)

 1) введение гражданского шрифта и арабских цифр 2) учреждение коллегий и Синода

 3) начало взимания подушной подати 4) строительство Ладожского и Вышневолоцкого каналов

 

II. Найдите современников Петра I.

1) польский король Август II   2) В. Шуйский   3) И.Болотников 

4) И.Ньютон 5) гетман Мазепа 6) президент США В.Вильсон

 

III. Соотнесите дату и событие.

1. Ништадтский мир                                                          1. 1725 г.

2. Введение коллегий.                                                       2. 1721 г.

3. Дата смерти Петра I.                                                      3. 1718 г.

4. Учреждение Сената                                                       4. 1697 г.

5. Начало «Великого посольства» в Европу                    5. 1711 г.

IV. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны.

1. Полтавская баталия.

2. Битва под Нарвой.

3. Победа русского флота у острова Гренгам.

4. Битва у деревни Лесной.

5. Морское сражение у мыса Гангут.

Вариант

Одной из целей Великого посольства было

1) поиски союзников в войне с Турцией 2) заключение торговых договоров со странами Европы

3) добиться выхода к Балтийскому морю 4) поиски союзников в войне со Швецией

Причиной проведения преобразований Петра I было стремление

 1) расширению связей с Европой 2) объединению всех русских земель

3) расширению сети железных дорог        4) завоеванию колоний

Основание Санкт- Петербурга произошло в

1) 1700 г.      2) 1713 г.         3) 1721 г.     4) 1703 г.

Какое событие называют «матерью Полтавской баталии»?

1) битву под Нарвой                                 2) битву под Лесной  

3) основание Петропавловской крепости 4) победу русского флота у мыса Гангут

Одним из хозяйственных нововведений Петра I является

1) создание военных учебных заведений 2) замена подворной подати подушной

3) введение «Табели о рангах»                 4) переход к новому летоисчислению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: