Анализ разных исторических источников позволит выделить и понять причины столь отрицательных результатов

Проанализируйте представленные вам материалы и определите причины неудач реализации экономической программы 90-х гг. Для этого вам необходимо:

1. Проанализировать представленные документы - выделить и зафиксировать необходимую информацию.

2. Обобщить и переоформить полученную информацию в виде причин.

 

Задание1: Вам представлены выдержки из двух программ экономических преобразований, направленных на переход к рыночной экономике. Познакомьтесь с ними и выполните задание:

1) Определите основные положения каждой программы.

2) Сравните представленные программы.

3) Как вы считаете, в чем плюсы и минусы представленных программ?

4) Какая программа была выбрана? Почему?

Программе "500 дней", подготовленной в 1990 г. группой советских экономистов под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского. Экономическая программа Е.Т. Гайдара.
Главной целью экономической реформы является "экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы". Авторы программы "500 дней" отмечали следующие принципы функционирования  новой экономической системы, которая должна быть создана: - максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя); - полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную; - конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности; - свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение; - дополнение товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком; - открытость экономики, ее последовательная интеграция в мировое хозяйство; - обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан; - отказ всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности. В соответствии с программой "500 дней" в течение первых 100 дней (программа чрезвычайных мер) должен быть принят пакет законов, необходимых для функционирования рыночной экономики; начинается приватизация и акционирование государственной собственности; проводится жесткая финансово-денежная политика, ведущая к резкому сокращению бюджетного дефицита и прекращению роста денежной массы; начинается земельная реформа; проводится сокращение военных расходов и инвестиций за счет бюджета; прекращается выплата всех дотаций и субсидий предприятиям; начинается поэтапная либерализация розничных цен. В течение следующих 150 дней (101-250-й) намечалось снятие государственного контроля за ценами уже для широкой товарной массы, полная ликвидация бюджетного дефицита, широкое развитие приватизации, демонополизация и ликвидация устаревших административных структур, индексация доходов с учетом динамики цен. В течение последующих 150 дней (251-400-й) на базе развития рыночных отношений и все более полного насыщения рынка намечалось достичь его стабилизации, еще дальше продвинуть приватизацию и либерализацию цен, ввести конвертабельность рубля. Наконец, в оставшиеся 100 дней (401-500-й) ожидалось начало подъема в экономике, развертывания масштабной структурной перестройки. Главные пункты гайдаровской программы экономических реформ заключались в: - дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг; - стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля; - приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста; - активная социальная политика в целях приспособления трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения; - структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реального спроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство; - создание конкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличения разнообразия продукции, снижения издержек и цен. Логика авторов правительственной программы экономических реформ исходила из комплексного подхода к реформированию сверх централизованной командной экономики. Так, дерегулирование экономики и либерализация цен, по их мысли, открывают дорогу предпринимательству, развитию торговли, формированию механизмов рыночного самоуправления. Стабилизация финансов и денежной системы усиливает экономические стимулы, дает в руки государства эффективные рычаги воздействия на поведение субъектов хозяйствования, делает объективной необходимостью структурную перестройку, позволяет отделить банкротов. Следующий шаг в рамках этого замысла - приватизация. Она необходима для того, чтобы привести в действие рыночный механизм, активизировать хозяйственные и трудовые мотивации, сформировать полноценных рыночных агентов и класс собственников - социальную базу подлинной демократии. Структурная перестройка экономики жизненно необходима для преодоления доставшихся в наследство от "реального социализма" грубейших деформаций в структуре производства в сторону сверх милитаризации и чрезмерного производства средств производства.    

Вывод:

Реализация программы Гайдара начинается с 2 января 1992 года. Последствия реализации выбранной программы наиболее ярко проявились в 1998 году.

Вам представлен документ «Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ № 5447» Об обращениях и заявлениях, поступивших в Государственную Думу в связи со Всероссийской акцией протеста 7 октября 1998 года.

Задание2: Прочитайте внимательно данный документ и ответьте на поставленные вопросы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №5447

Об обращениях и заявлениях, поступивших в Государственную Думу в связи со Всероссийской акцией протеста

Октября 1998 года

Рассмотрев обращения и заявления трудовых коллективе», общественных объединении, в том числе политических партий и общественных движении, принятые в ходе Всероссийской акция протеста 7 октября 1998 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что главной причиной забастовок, демонстраций и митингов трудящихся, пенсионеров и молодежи явилось забвение властью, руководителями предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности основных конституционных прав граждан Российской Федерации.

Развал экономики и финансовой системы, а также разрыв интеграционных связей между регионами и предприятиями, продажа за бесценок ведущих предприятий и даже отраслей промышленности, неудовлетворительный уровень борьбы с преступностью привели к резкому падению уровня жизни большинства граждан Российской Федерации. Социально-экономический и финансовый кризис в Российской Федерация» условиях развала производственного сектора экономики еще больше ухудшил положение десятков миллионов граждан, поставив их на грань физического выживания.

Возмущенные своим тяжелейшим положением, большинство граждан Российской Федерации справедливо требуют незамедлительного погашения задолженности по выплате заработной платы в размере 88 миллиардов рублей (в том числе задолженности бюджетов всех уровней в размере 20,9 миллиарда рублей), восстановления нормальных условий для работы отечественной промышленности, достаточного финансового обеспечения науки, образования, здравоохранения, оборонного комплекса Российской Федерации, соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Особенностями Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года стали организованность, дисциплинированность, массовость. Граждане Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу Отечества, выбрали мирные формы борьбы за свои конституционные и гражданские права. По данным профессиональных союзов, мероприятия с участием более 10 миллионов человек прошли почти на 40 тысячах предприятий, в тысячах городов, поселков состоялись демонстрации, митинги. Всего во Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года участвовали более 25 миллионов человек.

В резолюциях большинства митингов содержались требования о досрочном прекращении Президентом Российской Федерации Ельциным Борисом Николаевичем исполнения своих полномочий.

Участники Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года требовали смены социально-экономического курса, внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусматривающих ограничение полномочий Президента Российской Федерации, предоставление более широких властных функций Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации и усиление ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за состояние дел в экономической и социальной сферах на местах.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Призвать обоснованными и справедливыми основные требования трудя­щихся, общественных объединений, в том числе политических партий и общественных движений, выдвинутые в ходе Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года.

2. Считать, что первоочередными мерами по выходу из социально-экономического и финансового кризиса должны стать совместные действия федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти по обеспечению своевременного погашения задолженности по выплате заработной платы, государственных пенсий, стипендий и других социальных пособий и их индексации, а также по предоставлению государством гарантий сохранности денежных вкладов населения в банках.

3. Поручить председателю Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, В. Д. Филимонову до 10 ноября 1998 года представить информацию о проделанной комиссией работе.

4. Предложить Правительству Российской Федерации:

представить до 1 декабря 1998 года в Государственную Думу программу мер, направленных на преодоление социально-экономического и финансового кризиса в стране, и проект федерального закона о федеральном бюджете на 1999 год;

принять неотложные меры, направленные на обеспечение своевременной выплаты заработной платы, государственных пенсий, стипендий и других социальных пособий;

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих индексацию минимального размера оплаты труда, повышение тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, размеров государственных пенсий и социальных пособий, усиление гарантий соблюдения трудовых прав граждан,их прав в сфере образования и охраны здоровья.

Кулешова М.А., Шараев П.С. Россия на рубеже XX-XXI вв. Хрестоматия-практикум. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. - 172 с.

 

Вопросы к документу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: