Административная реформа в Российской Федерации. Основные направления административной реформы и проблемы реализации

    Административная реформа комплексное структурное и функциональное преобразование государственного аппарата и, прежде всего, системы исполнительной власти. Если коротко, административная реформа – это реформа функций и структуры исполнительной власти.

Причины реформирования: низкая оценка качества государственного управления по данным международных организаций и социологических опросов граждан РФ. Оценки проводились по таким параметрам, как «качество государственных институтов», «эффективность работы правительства», «качество законодательства», «контроль за коррупцией», «индекс непрозрачности деятельности органов государственной власти».

Хронологически реформа разбивается на 3 этапа: 2003-2005 гг. и 2006-2010 гг. и 2011-2013 гг.

На 1 этапе заявленными целями реформы являлись: 1) Оптимизация и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти; 2) Изменение системы, структуры и режима функционирования этих органов; 3) Простота и эффективность работы государственных органов; 4) Совершенствование отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами; 5) Демократизация управления, его открытость и доступность для граждан.

Что было достигнуто? 1. Проведен анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти на предмет выявления избыточных и дублирующих функций. 2. Образована новая система и структура федеральных органов исполнительной власти (трехзвенная система «министерства-службы-агентства»). 3. Проведена работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти ФГУП и ФГУ. 4. Начато реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд (Принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Что не было сделано: 1. Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты. 2. Не получили развития меры, направленные на сокращение административных ограничений в предпринимательстве. 3. Не достигнута необходимая координация деятельности органов власти по внедрению информационно-технологического обеспечения административных процессов. 4. Реформа затронула федеральный уровень государственного управления, практически не проявившись на региональном.

2 этап начался с распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, одобрившего Концепцию административной реформы на 2006-2008 гг. и План мероприятий по проведению административной реформы на этот же период.

Концепция административной реформы на 2-м этапе предполагала ее реализацию по 6 основным направлениям (разделам): «Управление по результатам», «Стандартизация и регламентация», «Оптимизация функций органов власти и противодействие коррупции», «Повышение эффективности взаимодействия государства и общества», «Модернизация системы информационного обеспечения органов власти», «Обеспечение административной реформы».

Продление 2-го этапа реформы до 2010 г. объясняется тем, что далеко не все из намеченных целей были достигнуты. Проблемы, которые не разрешены и доныне: 1) низкая оценка гражданами деятельности органов власти по оказанию государственных услуг; 2) высокий уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров; 3) не повышающееся место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления; 4) слабая информированность населения о сути реформы, ее целях и задачах.

Важным результатом 2-го этапа стало принятие Федерального закона
от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым впервые на законодательном уровне заложены основы для реализации основных мероприятий административной реформы.

К концу 2010 года утверждено 447 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6000 и 4000 административных регламентов соответственно.

Созданы ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства: федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа. Обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг. По состоянию на начало 2011 года на едином портале была размещена информация о 575 государственных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) 56 федеральными органами исполнительной власти.

К концу 2010 года функционировало 166 МФЦ в 48 субъектах Российской Федерации, в каждом предоставляется от 100 до 200 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

Дальнейшее выполнение мероприятий административной реформы связано с «Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» (одобрена Правительственной комиссией 15 марта 2011 г.).

Для достижения поставленных в Концепции целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

- реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;

- оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;

- развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации Концепции, обратной связи с бизнесом и гражданским обществом.

Направления Концепции:

- Формирование информационного общества;

- Децентрализация и разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления;

- Реформа технического регулирования (принятие технических регламентов);

- Повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений;

- Повышение эффективности бюджетных расходов;

- Совершенствование системы государственной службы Российской Федерации;

- Снижение уровня коррупции в Российской Федерации (Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 11 марта 2010 гг. и Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы).

Координационным органом по управлению и контролю за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы в Оренбуржье является Комиссия по проведению административной реформы в Оренбургской области. Руководитель Комиссии – Губернатор-председатель Правительства Оренбургской области Ю.А. Берг.

Указ Президента РФ № 601 от 07 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: