Минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре

Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

 

Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и 

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении 

всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.

Квинтовым кругом  называется система, в которой все тональности одного лада 

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности, 

вниз по ч5 – бемольные тональности.

 

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

--                1                2               3               4                5

 

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

--                1                  2                 3                     4               5

 

 

Чтобы определить ключевые знаки  в минорной тональности, нужно перейти в 

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или 

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

 

Альтерация ступеней в мажоре:  II # Ь, IY #, YI Ь

                                           в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.

Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада. 

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

 

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

 

Главные трезвучия имеют обращения.

 

                              мажор      минор           разрешение

Т5/3   I             б3 + м3    м3 +б3

Т6      III           м3 + ч4    б3 + ч4

Т6|4   Y            ч4 + б3     ч4 + м3

S5/3  IY                                                                   Т6

S6      YI                                                                  Т6/4

S6|4     I                                                                    Т5/3

D5/3    Y                                                                  Т, Т6/4

D6       YII                                                                Т5/3

D6|4    II                                                                   Т6

 

Соединением  аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

                    

       Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

 

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

 

БИЛЕТ № 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: