Альтерация означает изменение.
Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и
ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении
всей мелодии.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке.
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада
расположены по чистым квинтам.
Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,
вниз по ч5 – бемольные тональности.
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор
-- 1 2 3 4 5
До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор
-- 1 2 3 4 5
|
|
Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в
параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или
выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.
Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь
в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #
БИЛЕТ № 7.
Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)
Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.
Главные трезвучия имеют обращения.
мажор минор разрешение
Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3
Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4
Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3
S5/3 IY Т6
S6 YI Т6/4
S6|4 I Т5/3
D5/3 Y Т, Т6/4
D6 YII Т5/3
D6|4 II Т6
|
|
Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.
Соединение главных трезвучий в До мажоре:
Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4
Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.
БИЛЕТ № 8.