Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия

БИЛЕТ № 1.

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.

Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.

 

Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.

Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой. 

Простые интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь. 

Названия интервалов: 1. Прима (ч1)                            5. Квинта (ч5)

                                    2. Секунда (м2, б2)                  6. Секста (м6, б6)

                                    3. Терция (м3, б3)                    7. Септима (м7, б7)

                                    4. Кварта (ч4)                          8. Октава (ч8)

 

Составные интервалы - это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.

 

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.

 

Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны. 

Каждый интервал характеризуется двумя понятиями - фонизм и функция. Фонизм - это краска звучания интервала (диссонанс или консонанс). Функция - это роль интервала в ладу. Интервалы в ладу бывают устойчивыми и неустойчивыми. Устойчивым считается только тот интервал, оба звука которого устойчивы. Это интервалы на I ступени мажора: ч1, б3, ч5, ч8, на III ступени мажора: ч1, м3, м6, ч8, на V ступени мажора: ч1, ч4, б6, ч8, на I ступени минора: ч1, м3, ч5, ч8, на III ступени минора: ч1, б3, б6, ч8, на V ступени мажора: ч1, ч4, м6, ч8.

Существует 2 вида разрешений интервалов: 1) акустическое - это разрешение диссонанса в консонанс, 2) ладовое - это разрешение неустойчивого интервала в устойчивый.

Выразительная роль интервалов. Интервал является основным "строительным" элементом мелодии. Интервал в совокупности с метроритмом образует интонацию. Интонация - важнейшая выразительная единица мелодии. Интонация не обладает конкретным смыслом, как слово, она передает общее состояние: тоски, радости...,но способна сделать это во множестве оттенков. За некоторыми интонациями исторически закрепился выразительный смысл. Например, малая секунда с акцентом на первом звуке - интонация вздоха, жалоба. Ход на кварту с акцентом на втором звуке - призыв, сигнал. Ход на сексту, большую или малую - (ставший принадлежностью русского романса) - элегическая интонация, кроме того, еще до Баха в музыке сложились так называемые риторические обороты: так, окончание фразы восходящей секундой связывалось с интонацией вопроса, начало мелодии квартовым восходящим ходом с акцентом на втором звуке - с повествовательной интонацией, ход на восходящую сексту - с восклицательной интонацией.

 

БИЛЕТ № 2.

Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из 

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.

 

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада. 

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

 

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3           Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3            Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

                                                                                   

  Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.

     

  До мажор ля минор

 

   ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6           

 

 

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций. 

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. (ум.5/3)

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора. 

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

     

      До мажор       ля минор г.  До мажор г.     ля минор

        ум5/3            ум5/3                    ум5/3            ум5/3

 

    

    

БИЛЕТ № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: