Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр

Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих, этим они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действия каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.

Подвижные игры могут быть активным отдыхом после длительной умственной деятельности. С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков, во время прогулки (при продленном дне).

В младших классах школы желательно проводить игры в виде физкультпауз во время урока. Короткая подвижная игра с детьми в классе переключает работу нервных центров, дает возможность отдохнуть (затормозить возбужденные нервные центры) и активизировать мышечную деятельность.

Игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на закрепление и совершенствование предварительно разученных технических и тактических приемов того или иного вида спорта.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, а также быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре.

Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в детских оздоровительных лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях, так как они способствуют развитию навыков, необходимых туристу, следопыту, поисковику.

Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста и школьников младших классов.

В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (водящего, помощника судьи, судьи, организатора игры и др.). Это способствует развитию у них организаторских знаний, умений и навыков.

Соревнования по подвижным играм знакомят участников с правилами и организацией соревнований. Эти знания помогают детям самостоятельно проводить соревнования.

Большое влияние подвижные игры оказывают на воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, которые развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

Велико значение подвижных игр и в нравственном воспитании ребенка. Игры развивают у детей чувство товарищества и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавшихся в «плен» и т.п.

Подвижные игры способствуют художественному воспитанию детей. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и ружьем, и саблей и т.п.

Игры, отражающие окружающую действительность, построены на разыгрывании событий с распределением ролей, в исполнение которых дети вносят свое творческое воображение, которое в процессе таких игр развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению.

Организованные музыкальные и хороводные игры развивают у детей музыкальность, в этих играх ребенок проявляет свои первые танцевальные способности.

В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику и раскройте содержание урочной и внеурочной форм по физическому воспитания в общеобразовательной школе

2. Опишите оздоровительное, образовательной и воспитательное значение подвижных игр.

 

Рекомендуемая литература

1. Андриенко Т.Т. Методические рекомендации по проведению эстафет и игровых заданий. – Луганск: Альма-матер. 2003. – 45 с.

2. Андриенко Т.Т. Игровые упражнения-развлечения: Метод. реком. – Луганск: Знание, 2004 – 56 с.

3. Андриенко Т.Т. Игры, забавы и развлечения. Метод. рекомендации. – Луганск: Знание 2004 – 28 с.

4. Андриенко Т.Т. Подвижные игры и методика их применения в спортивных играх. – Луганск: Альма-матер, 2003 – 23 с.

5. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры – М.: ФИС, 1989 – 182 с.

6. Ефимова Н.Г. Методика преподавания подвижных игр. – К.: Радянська школа. – 1989 – 79 с.

7. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение. – 1989. – 191 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: