Концепция круговорота элит

 Исходный пункт социального анализа Парето – вычленение элиты. Согласно Парето, индивиды не равны между собой ни физически, ни интеллектуально, ни нравственно. Поэтому и социальное неравенство представлялось ему совершенно естественным: люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области, составляют элиту, в каждой сфере – свою. Для него «правящий класс», «господствующий класс», «высший слой», «аристократия» – это объективно успешные в определенной области деятельности люди с наивысшим индексом. При этом он спокойно говорил об аристократии святых, миллионеров, ученых, разбойников и т. д. Для него совершенно неважно, как заработаны миллионы, главное – заработаны. И человек, сделавший это, у Парето в высшей социальной страте – элите.

 Парето различал два вида элиты: правящую, принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую, лучших в каком-то своем деле. Элита остается на своей позиции либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если она неспособна применить то или иное из этих качеств, то сходит со сцены, уступает место другой элите, способной убедить или применить силу, и отправляется в историю – «кладбище аристократий». Вступив в борьбу за власть, неправящая элита превращается в контрэлиту. Если ей удается получить поддержку масс, она может стать правящей.

 Процесс обновления элит Парето назвал циркуляцией или же круговоротом. Элита и неэлита образуют высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы. Здесь обнаруживается идейное родство концепции Парето с концепциями Тарда, Лебона, Моски: деление общества на изобретателей и подражателей (Тард), на вождей и толпу (Лебон), на господствующий и подчиненный классы (Моска).

 Циркуляция обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т.е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к ее деградации и упадку, а в перспективе – к политической революции. Последняя выступает как альтернатива и дополнение к циркуляции элит. Сущность революции – в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их смена – закон существования человеческого общества.

 У Парето существуют два главных типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Элиту, в действиях которой доминируют убеждение, подкуп, обман, одурачивание масс, Парето назвал «лисами» («лисицами»). Этот тип элиты свойственен демократическим режимам, Парето называл их "плутократической демагогией". Элиту, для действий которой характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, неспособность к маневрированию и компромиссам, Парето назвал «львами»». Стабильная политическая система характеризуется преобладанием львов. Каждый тип элиты обладает определенными преимуществами. В перманентной смене лис львами, или наоборот, есть тот самый механизм замещения элит. Однако даже полная замена лиц не приводит к исчезновению самой элиты как социального слоя, а циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению Парето, необходимыми и неизбежными. Чередование, колебание, смена элит являются законом существования человеческого общества.

 В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт», согласно Парето, — прототип бизнесмена, ловкого воротилы, комбинатора, предпринимателя, стремящегося к наживе. Он погружен в рискованные комбинации, не знает угрызений совести, добивается успеха любой ценой. «Рантье» — его полная противоположность. Это робкий вкладчик, живущий на фиксированные доходы, боящийся ступить шаг, чтобы не повредить своему капиталу и не пострадать самому. Преобладание в обществе «рантье» — свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание «спекулянтов» предопределяет развитие в социальной и экономической жизни.

 Теория «круговорота элит», подобно теории общественной активности, строилась Парето на основе исследования врожденных биопсихических свойств индивидов. Первичными в его концепции власти являются личностные черты правителей, которыми они обладали еще до того, как заняли элитарное положение в обществе. Рассуждения Парето относительно функционирования элит не опирались на анализ реальных массовых общественных сил, не были конкретизированы в соответствии с отдельными историческими эпохами, акцентировали внимание на внешних формальных сходствах различных типов правления, подводимых под общую схему. Абсолютизируя общие черты функционирования элит власти в антагонистическом обществе, Парето не учитывал того, что разные исторические периоды выдвигают перед власть имущими разные требования, под влиянием которых дифференцируются, расслаиваются правящие группы, формирующиеся на основе исторически изменяющихся критериев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: