Закон социальной дихотомии

Народ и элита: теория элит Гаэтано Моски и Вильфредо Парето (закон социальной дихотомии и теория круговорота элит)

 Гаэтано Моска (1858–1941 гг.) - родился 1 апреля 1858 г. в Италии, в г. Палермо на Сицилии. В 1877 г. поступил на факультет права и за четыре года окончил его, написав дипломную работу на тему «Составные элементы национальности». Сохранял верность принципам исследования, разработанным его соотечественником - классиком итальянской и мировой политической мысли Н. Макиавелли.

 Еще студентом Моска проявил большой интерес не только к праву, но и к истории и политике. Моска занимал вопрос: кто, в силу каких причин, какими средствами добивается и осуществляет политическую власть в обществе? Итогом труда явилась опубликованная им в 1884 г. в Турине книга «Теория управления и парламентское правление», имевшая подзаголовок «Историческое и социальное исследование». В книге уже использовалось понятие «политический класс», которым называлось организованное меньшинство, эффективно осуществляющее во всех обществах власть над неорганизованным большинством.

 В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г.— ее дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс», принеся автору мировую известность. Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является базой для правящего класса.

 В 1896 г. в "Основах политической науки" Моска сформулировал закон социально-политической дихотомии общества.

Закон социальной дихотомии

 «Во всех обществах (начиная со слаборазвитых вплоть до наиболее развитых) существуют два класса людей – класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все, политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время, как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым в форме, которая более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу материальные средства существования. …В реальной жизни мы все признаем существование этого правящего (или политического) класса».

 Моска проанализировал проблему рекрутирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является его организованность, способность к управлению другими людьми и материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Для Моска на первый план выходят ценности из разряда: власть имущие, как правило, богаче, а быть богатым – значит быть могущественным. При этом Моска утверждал, что фундаментом общественного развития служит все-таки не экономика, а политика.

 Моска считал, что в ходе эволюции политический класс постепенно меняется. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая и демократическая: аристократическая проявляется в стремлении политического класса стать наследственным; демократическая состоит в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению слоев, в том числе – низших.

 Моска выдвигал положение: меньшинство властвует потому, что оно организовано, а большинство не имеет власти и не способно на самоорганизацию, так как оно – большинство. Превосходство организованного меньшинства над неорганизованным большинством рассматривалось Моска как какой-то внутренний исторический закон.

 Моска говорил, что в деспотическом режиме действует принцип унификации. Для деспотизма всегда характерны абсолютное превосходство какой-либо одной политической силы, преобладание одной упрощенной концепции устройства государства и строгое проведение единственного принципа в правовой области, будь то «божественное право» или уверение в народовластии. Моска предполагал, что хоть в прошлом и существовали различные деспотические режимы, они не могут идти ни в какое сравнение с теми возможностями, которые открываются в новую эпоху перед политическим классом, получившим монополию на богатства и вооруженные силы. Тогда может сложиться деспотизм в наихудших его проявлениях, варварская и примитивная форма правления, имеющая в своем распоряжении инструменты современной цивилизации.

 Моска видел достаточно примеров пагубности для общества излишней бюрократизации, которой сопутствует рост претензий военного класса и бюрократических слоев, прибирающих к рукам производство. Этому будут сопутствовать рост эмиграции и уменьшение рождаемости, и как итог – внутреннее истощение социального организма.

 Вильфредо Парето (1848—1923 гг.) - сын аристократа, эмигрировавшего во Францию по политическим причинам, Парето получил инженерное образование и начал работать в римской железнодорожной компании. Рано включившись в политическую борьбу, он стал выступать в печати с критикой экономической политики правительства, требуя свободы торговли и невмешательства государства б частные дела.

 На формирование научных интересов Парето оказали влияние видный итальянский экономист Матео Панталеони и профессор кафедры политэкономии в Лозаннском университете Леон Вальрас. Разработанная Вальрасом теория экономического равновесия, перенесенная Парето на область общетеоретических представлений об обществе, стала впоследствии той основой, на которой строилась его социологическая система.

 Около 1900 г. в настроениях и убеждениях Парето произошел перелом, обусловленный крушением прежних либеральных иллюзий. Он был уверен, что для обеспечения стабильности социальной жизни необходимо насилие и занял откровенно антидемократическую и антилиберальную позицию во взглядах. Самое крупное сочинение В. Парето – "Трактат по общей социологии" (в 3 т., 1916 г.). В 1920 г. вышел его сокращенный вариант "Компендиум по общей социологии".

 В философском отношении социология Парето была синтезом позитивизма с волюнтаристским иррационализмом. Большое влияние на него оказали идеи французского социолога - Жоржа Сореля, в частности, его теория насилия и отождествления революционных принципов с религиозными мифами, а также концепция Гаэтано Моски об универсальности деления общества на два класса — господствующий, монополизирующий власть и подчиненный, руководимый первым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: