История и теория коммунизма. Марксистский коммунизм

«Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».

Карл Маркс (1818 – 1883) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель


Коммунизм (от лат. communis – об­щий), об­щее обо­зна­че­ние различных вер­сий иде­аль­но­го об­щественного уст­рой­ст­ва, ха­рак­те­ри­зую­ще­го­ся со­ци­аль­ным ра­вен­ст­вом, от­сут­ст­ви­ем ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев, также и го­судар­ст­ва.

Облик современного мира в значительной степени сформировался под влиянием коммунистического движения, коммунистических и рабочих партий разных стран, которые ориентировались, главным образом, на политическую сторону учения Маркса.

Коммунистическое движение зародилось на гребне революционного подъема, охватившего рабочий класс капиталистических стран под влиянием изменений, которые произошли после Первой мировой войны, а также под влиянием революции в России. Революционные рабочие партии, которые впоследствии появились в разных странах, вместе с партией большевиков образовали в 1919 г. III Коммунистический Интернационал, действовавший до 1943 г.

Впервые путь к преобразованию существовавшего общественного строя указали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В 1847 г. они создали в Лондоне международную революционную организацию передовых рабочих - «Союз коммунистов». Задачи и цели этой организации были изложены ими в книге в начале 1848 г., под названием «Манифест Коммунистической партии».

Исходным положением идейно-политической концепции коммунистического движения было выдвинуто Марксом положение об особой исторической миссии рабочего класса. Маркс думал, что в силу своего места в системе капиталистических производственных отношений рабочий класс объективно призван выполнить миссию смены капитализма новым обществом.

Следующим логическим звеном учения об исторической миссии рабочего класса является идея социалистической революции. Социалистическая революция, совершаемая пролетариатом, рассматривалась теоретиками этого движения как необходимое условие перехода к новому обществу. Пролетариат – вот та общественная сила, которая ниспровергнет капитализм и установит свою диктатуру для построения бесклассового коммунистического общества, в котором не будет эксплуатации человека человеком. Такова была основная мысль «Манифеста».

Такая революция должна стать закономерным результатом углубления противоречий, закаленных в капиталистических производственных отношениях. Как считали Маркс и Энгельс, революция должна произойти во всех цивилизованных странах одновременно, однако Ленин позже высказал предположение, что сначала она возможна в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране.

Еще одно достаточно важное звено теоретической концепции коммунистического движения – учение о диктатуре пролетариата. Во время таких превращений, называются периодом революционного превращения капиталистического общества в коммунистическое, устанавливается пролетарская демократия, или, классовое господство пролетариата над буржуазией – диктатура пролетариата.

Предполагалось также, что после завершения переходного периода новое общество в своем саморазвитии пройдет две фазы: первую (низшую), или социализм, отличительной чертой которого называлось распределение производственного продукта в соответствии с принципом «каждому – за труд», и высшую, или собственно коммунизм, где будет осуществлен принцип «каждому – по потребностям».

Развернуто охарактеризовал коммунизм Ф. Энгельс:

«Коммунизм не доктрина, а движение. Он исходит не из принципов, а из фактов. Коммунисты имеют своей предпосылкой не ту или другую философию, а весь ход предшествующей истории и, в особенности, его современные фактические результаты в цивилизованных странах. Коммунизм есть следствие крупной промышленности и ее спутников: возникновения мирового рынка и обусловленной этим безудержной конкуренции; принимающих все более разрушительный, все более всеобщий характер торговых кризисов, которые теперь уже окончательно стали кризисами мирового рынка; формирования пролетариата и концентрации капитала; вытекающей отсюда классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Коммунизм, поскольку он является теорией, есть теоретическое выражение позиции пролетариата в этой борьбе и теоретическое обобщение условий освобождения пролетариата».

Вступление в коммунизм для Маркса — завершение огромного цикла цивилизации, в известном смысле конец «этого» света, «возврат» человечества к коммуне. То есть, к жизни в общине, в семье людей, где преодолено отчуждение, порожденное первородным грехом частной собственности.

Социализм же — всего лишь экономическая формация, где разумно, с большой долей рациональной солидарности устроена совместная жизнь людей. Но не как в общине («семье»).

Промежуточный вывод:

В середине XIX века в развитых странах Европы наметилось столкновение интересов буржуазии и пролетариата, участились протесты. Известно, например, Лионское восстание 1834 года, когда ткачи французского города Лион подняли бунт с требованием о повышении зарплаты. Восстание закончилось поражением рабочих. Подобная ситуация сложилась в связи с развитием промышленного производства и быстрым ростом числа наемных рабочих.

В то время немецкий философ, писатель и экономист Карл Маркс и его единомышленник историк и предприниматель Фридрих Энгельс создали первую международную партию «Союз коммунистов» и составили «Манифест коммунистической партии», в котором объявили, что гибель капитализма необратима. Они описали, как следует пошагово перейти к новой, коммунистической общественной формации.

Так, идея коммунизма заключалась не в том, чтобы разрешить конфликт между пролетариатом и буржуазией, а в том, чтобы устранить буржуазию как класс в принципе.

Сценарий, по которому Маркс и Энгельс планировали пойти, выглядел утопично. Они утверждали, что в будущем будет навсегда покончено с несправедливостью и эксплуатацией труда, а каждый гражданин сможет внести личный вклад в управление государством. Прийти к этому предлагалось такими методами:

· Частная собственность должна быть устранена как явление;

· Вся собственность будет находиться в общем пользовании;

· Общественные интересы – выше личных;

· Формирование у человека установок на бескорыстный труд в противовес заинтересованности в деньгах.

Еще одной идеей коммунизма являлось формирование «нового» человека. Большое внимание уделялось идеологическому воспитанию молодежи. Юноши и девушки должны были принимать основные коммунистические взгляды и следовать им в повседневной жизни. Образование предлагалось сделать бесплатным, а религия должна быть исключена из жизни общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: