Грубо-уравнительный коммунизм

Этот вид коммунизма – одна из самых распространенных его разновидностей. Авторы уравнительно-коммунистических утопий хотели устранить конфликты, рожденные нищетой и разницей в потреблении. Но устранить не через изобилие, а через контроль над потреблением.

Уравнительный коммунизм —форма социальной утопии, содержащая идеал общества, которое основано на «общности имуществ», т. е. на коллективной собственности на средства производства и предметы потребления, а также на полном, абсолютном равенстве всех производителей не только в экономическом и социально-политическом отношении, но и в смысле уравнения всех потребностей.

Уравнительный коммунизм односторонне решает проблему взаимоотношения общества и личности, обосновывает безусловное подчинение интересов личности, индивидов некоему абстрактному «обществу равных» либо каким-то конкретным общностям — государству, фаланстеру, общине и т. п.

Как форма стихийного, инстинктивного протеста против социальных антагонизмов и классового неравенства идеи уравнительного коммунизма содержатся в народной идеологии древности и средневековья. Некоторые ереси, из которых сложилось первоначальное христианство, также включали подобные идеи. Значительное место уравнительно-коммунистические тенденции занимают в крестьянской идеологии эпохи феодализма, они нашли свое выражение в теориях и обычаях таборитов и анабаптистских общин, в идеологии и практике восставших китайских тайпинов, в некоторых обычаях и представлениях общинного крестьянства России и т. д.

Идеи уравнительного коммунизма содержат первые литературные социальные утопии — учения Мора (принудительное привлечение к труду, сокращение потребностей), Кампанеллы (строгая регламентация отношений между полами), Морелли (всеобщая стандартизация, строгая регламентация жизни, принудительное вступление в брак) и др. Ранние утопии отражали экономическую и духовную неразвитость общества, незрелость социальных отношений. И не случайно идеал будущего здесь зачастую ищется в далеком прошлом человечества: идеализируются обычаи первобытного «коммунизма», порядки древнего патриархально-родового строя.

Один из наиболее известных проектов уравнительного коммунизма «Путешествие в Икарию» французского социалиста Этьена Кабэ (1788-1856). В свое время книга была очень популярна среди рабочих.

«Путешествие в Икарию» Труд Кабэ «Путешествие в Икарию», изданный в 1840 году в Англии, состоит из 2 частей. Первая описывает идеальное государство икарийцев, построенное на коммунистических принципах, вторая же опровергает возражения, направленные против коммунизма и освещает переходный период. Икария – страна, по величине своей соответствующая Франции, разделена на 100 провинций, приблизительно равных по величине. Каждая провинция распадается на равные же округа, каждый с городом и рядом деревень и отдельных крестьянских хозяйств, Правление чисто демократическое. Все чиновники избираются народом. Каждый округ созывает три раза в неделю окружное собрание, каждая провинция провинциальное собраниe; учреждением, представляющим всю страну, является постоянное национальное собрание, состоящее из 2000 членов. Государственное управление разделено на 15 департаментов, ведающих земледелием, ремесла, воспитание Икарийская республика является единственным собственником всего государственного имущества; производство, как равно и потребление, регулировано государством же. Из продуктов потребления раньше всего изготовляются продукты первой необходимости; затем полезные и, наконец, предметы роскоши. Все это сохраняется в складах и равномерно распределяется между всеми членами общества. Bсе икарийцы, за исключением тех, которые предназначены для изучения искусств и наук, обязаны выполнять все промышленные работы. Рабочее время ограничивается летом 7-ю, зимою 6-ью часами. Этот период обязательности труда длится для мужчин от 17 до 65 лет, для женщин же до 50 лет. Несмотря на то, что существует право свободного выбора профессии, допустимо поверочное испытание в степени искусности, если наплыв в какую-нибудь отрасль слишком силен и превышает комплект работающих. Труд, по мере возможности, делается привлекательным и облегчается чрезвычайно широким применением машин. Все отрасли промышленности ведутся фабричным способом, и, главным образом, в городах. Bсе лица, работающие в одной и той же отрасли, собираются в одной огромной мастерской, дающей возможность, по своей величине, широкого применения машин и разделения труда. Таким же почти образом организовано сельское хозяйство, в котором тоже применяется машинное производство. Государство регулирует соотношение сельско-хозяйственного и промышленного производства, заботится о накоплении продуктов и т. д.

О таком коммунизме Карл Маркс писал в «Экономическо-философских рукописях» в 1844 году:

«Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием. Всеобщая и конституирующаяся как власть зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает – по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности – зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме. У него – определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд – как предназначение каждого, а капитал - как признанная всеобщность и сила всего общества».

Однако уже в коммунистических утопиях ХVIII – XIX веков признается необходимость революционного свержения старого строя, революционной диктатуры. Ведется поиск класса, который способен сделать это. Но тогда история не создала еще материальной базы для действительного устранения неравенства в потреблении. Поэтому делать это приходилось лишь в воображении великих утопистов. Впрочем, позднее уравнительный коммунизм все же был воплощен в жизнь – в модели государственного коммунизма Северной Кореи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: