В дурном обществе» В.Короленко: приемы обрисовки Княж-городка, образы детей, семейный и социальный конфликты, критический пафос произведения

Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» - поучительная история, драматичная и одновременно добрая. Читатели, как и главный герой, учатся ценить близких людей, сопереживать тем, кому живется не просто.

 

Рассказ идет от первого лица – главного героя по имени Вася. В начале повествования ему было около 9 лет. Он рассказывает о пережитой драме в их семье.

 

Отец сложно переживал потерю любимой жены и стал меньше обращать внимания на сына. Заботился он только о дочери Соне, а Вася страдал из-за одиночества. Мальчик начал бродяжить по улицам города, где и встретил новых друзей из дурного общества. Так называли тогда нищих и бродяг, которые жили в заброшенной часовне старого замка.

 

Повесть имеет много ярких образов. Немаловажную роль играет и образ города, где живут герои.

 

Местечко, где они жили, называлось Княжье-Вено. Жители называли его просто Княж-городок. Оно принадлежало какому-то обедневшему польскому роду и являло собой все типичные признаки Юго-западного края. Здесь тихо протекала тяжелая трудовая жизнь среди остатков гордого панского величия.

 

Описанный в повести город выглядит реалистично и напоминает украинский город Ровно, где провел детские годы сам писатель. А упоминание о каком-то гордом польском роде – это намек на князей Любомирских.

Лучшим архитектурным зданием в городе была тюрьма. Уже эта деталь многое говорит о культуре города.

 

Местечко располагалось внизу над прудами, покрытыми плесенью из-за того, что их давно никто не чистил. Людям необходимо спускаться по склону, чтобы оказаться в городе. Перед входом стоит традиционный шлагбаум, который сонно подымает какой-то инвалид (так называли отставных солдат). После того, как люди его проходят, то оказываются в самом городе, хотя сразу могут об этом не догадываться. Так писатель тонко намекает на то, что город выглядел убого и серо. Везде были только серые заборы, пустыри с хламом, осунувшиеся дома.

 

Через реку был перекинут деревянный мост. Он скрипел от старости, пугая жителей.

 

Посреди одного из прудов возвышался небольшой островок, на котором стоял заброшенный замок. Это место станет центром событий. Так как замок был старым и никому не нужным, то в середине его развалин поселились нищие бродяги. Среди них были новые друзья главного героя, Валек и Маруся. Дети жили под опекой приемного отца Тыбурция. В замке было очень грязно и сыро, поэтому маленькая Маруся тяжело заболела. Вася проникся к ней жалостью и пытался порадовать хоть как-то. Однажды он принес ей куклу своей сестры. Из-за того, что он не спросил разрешения у отца, дома начались проблемы. Ситуацию исправил Тыбурций, который вернул куклу и рассказал о добром поступке Васи.

 

Образ города не очень приятен и соответствует общей атмосфере в повести. На фоне серого города читатели видят равнодушие его жителей к тяжелым судьбам нищих детей, таких как Валек и Маруся. Главный герой не хочет быть равнодушным и поэтому всегда помогает лучшим друзьям.

Конечно в этом произведении прослеживается насколько конфликтов, например это отношения между Васей и своим отцом. Можно сказать что и отношений то между не было ни каких. Отец не замечал Васю и мальчик был предоставлен сам себе.

 

Но основной конфликт все-так не в этом, а в жизненных ситуациях, когда одни имеют все, а другие, работая должны влачить нищенское существование.

 

Поэтому можно сказать, что основным конфликтом, который прослеживается в рассказе Короленко является конфликт - социальный, где есть расслоение общества и присутствует социальное неравенство. В этом рассказе показано, что люди имеющие одинаковые потребности и желания, но находящиеся на разных социальных степенях, имеют разные возможности в достижении своих целей.

Вася — девятилетний мальчик, сын местного судьи. Отец его, горюя по умершей жене, мало внимания уделяет сыну. Вася, рано потерявший мать и лишённый отцовской ласки, становится предоставленным себе сорванцом, душевно одиноким, шатающимся целыми днями по улицам города. За ним закрепилась репутация негодного мальчишки. Так считал отец, так думал и сам Вася. Он всматривался в невесёлые явления жизни, набирался впечатлений, взрослел.

 

На самом деле Вася чуткий, добрый мальчик, который горячо любит свою младшую сестру. Он всегда заступался за обездоленных и слабых. Дружба с детьми из «дурного общества» показала ему иную сторону жизни. Вася узнал, что дети, оказывается, воруют еду от голода. С этих пор он старался принести им какое-нибудь угощение. Для больной девочки он принёс любимую куклу своей сестры.

 

Дорога Васи пролегла через дорогу несчастных детей, что помогло сердцу его остаться горячим и не превратиться в холодный камень. Образ Васи в повести можно назвать автобиографическим. Писатель даёт описание негативных сторон жизни глазами ребёнка, и от этого они выглядят ещё безобразнее.

 

Валек — нищий мальчик лет семи, которого по-отечески опекает Тыбурций. Валек высокий для своего возраста и не по годам серьёзный. Он заботится о своей маленькой сестрёнке, нежно любит её, ради неё идёт на воровство. Умело ухаживает за волосами сестры, отдаёт ей все лакомства. Валек знает, как развести костёр, приготовить обед. Мальчик добр, уважает Тыбурция.

 

Маруся — четырёхлетняя сестра Валека. Эта девочка похожа на увядающий цветок, хрупкий и бледный. Она больна, потому плохо ходит. Это грустная девочка с красивыми волосами, которая не умеет играть. Голодная жизнь в сыром подземелье убивает её.

 

В образах Валека и Маруси звучит тема обездоленного, незащищённого детства. С глубоким сочувствием описывает автор этих, в сущности, прекрасных детей, искалеченных жизнью.

 

Тыбурций — главарь «дурного общества». О его прошлом ничего не известно. Внешне пан Тыбурций не похож на благородного господина. Это крупный, сутулый мужчина, у него мощная, выдающаяся вперёд челюсть, грубые мозолистые руки, мужицкая походка. Вместе с тем он проявляет немалую образованность, ум и проницательность. Тыбурций зарабатывает цитированием античных авторов и промышляет воровством. Очень любит своих приёмных детей, хорошо относится к Васе, видит в нём доброго, умного человека. Тяжело переживает болезнь и смерть Маруси.

 

В образе Тыбурция, сочувственно описываемом автором, много горечи. Незаурядный, хороший человек живёт не своей жизнью. Так социальная несправедливость калечит судьбы.

Отец Васи — судья, вдовец. В городе он известен как судья честный и неподкупный. Отец тяжело переживает смерть жены, долгое время не может прийти в себя от горя, занят своими мрачными мыслями. Вася растёт без отцовского внимания, дочкой занимается нянька. Привязан душевно отец к дочери Соне, похожей на мать. К сыну он холоден, считает его дурным мальчишкой. Пропажа любимой куклы Сони вызывает у отца подозрение, что Вася виновен в краже. Когда он узнаёт обо всех обстоятельствах, лёд в отношениях отца и сына тает.

 

Прообраз этого героя — отец Короленко. Писатель передаёт всю горечь заброшенности ребёнка родителем, поглощённым своим горем.

 

Соня — младшая сестра Васи. Она такого же возраста, как Маруся, но это здоровая, весёлая девочка, у которой много игрушек, она не страдает от голода.

 

В повести Соня контрастирует с Марусей, её образ ещё более подчёркивает бедственное положение ребёнка, умирающего в «подземелье».

 

Януш — отрицательный персонаж. Это нищий обитатель заброшенного замка. Человек недобрый, он изгоняет из замка Тыбурция и примыкающих к нему бродяг, им приходится жить в «подземелье». Януш означил Тыбурция с его товарищами «дурным обществом», сам притязает на аристократизм, будучи таким же нищим.

 

Этот персонаж и прочие образы нищих и бродяг в повести служат изображению изнанки жизни.

Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.

 

Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: