Саммит-2010. Место проведения: 2010 г., Иокогама, Япония

 На саммите в Иокогаме Япония представила новую программу развития интеграции в регионе.

 Основные идеи, которые предложила Япония, были разработаны секретариатом АТЭС при Министерстве иностранных дел Японии. В работе над этой программой участвовало практически все научное сообщество Японии, которое занимается этими вопросами.

По мнению Японии, интеграционные процессы в странах АТР будут протекать намного сложнее, чем в Европе или Северной Америке. В регионе находятся страны с разными политическими режимами, имеющие множество культурных и экономических различий. Новая программа Японии как раз должна помочь нивелировать эти различия. Программа состоит из четырех частей:

- содействие развитию интеграции;

- новая экономика;

- развитие человеческих ресурсов;

- манифест мира.

Новые подходы к интеграционным процессам связаны с решением всех существующих территориальных конфликтов в регионе.

Такие подходы должны применяться и к конфликтам Японии с другими государствами (Россия, Республика Корея), и к территориальным конфликтам Вьетнама с Китаем, Китая и Индией и других стран.

Руководство Японии предложило не просто решать локальные территориальные проблемы, а найти и применить общие подходы для решения подобных конфликтов между странами сообщества с учетом глобальных вызовов ХХI века.

Во время саммита Япония продемонстрировала свой вклад в общее экономическое развитие.

 На протяжении 30 лет Япония имеет одну из самых эффективных энергетик в мире, поэтому руководство страны отметило вклад Японии в решение таких проблем, как глобальное потепление климата. Эффективная энергетика — ключевой ресурс, который беспокоит все человечество, и Япония видит в ней большой потенциал для разработки совместных программ.

В повестку дня саммита был включен комплекс актуальных вопросов, связанных с поддержкой многосторонней торговой системы, преодолением последствий глобального финансового кризиса, углублением экономической интеграции и укреплением безопасности личности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Специальная группа АТЭС по борьбе с терроризмом

С 2001 г. страны – участницы форума стали вести совместную работу, направленную против террористических действий, исходя из признания их преступлениями, которые не могут быть оправданы и должны быть однозначно осуждены: «Любой акт терроризма во всех формах и проявлениях, независимо от того, кем, где и в каких целях он был осуществлен, является серьезной угрозой миру и безопасности для всех людей всех вероисповеданий. Террористические акты не могут быть оправданы никакой надуманной мотивацией и ссылками на конфликты».

Принятие антитеррористической декларации на саммите АТЭС в Шанхае (Китай, 2001), сохранение этого прецедента в Лос-Кабосе (Мексика, 2002) означали новый шаг в постановке политических проблем на повестку дня этой организации.

По итогу предусматривалось следующее:

− принятие соответствующих мер в сфере финансов для предотвращения поступления террористам финансовых средств;

− соблюдение соответствующих международных требований безопасности на воздушном и морском транспорте;

− укрепление безопасности в регионе в области энергетики;

− активизация деятельности по обеспечению защиты критических секторов, включая телекоммуникации, транспорт, здравоохранение и энергетику;

− совершенствование таможенных коммуникационных систем и ускоренное развитие глобальной интегрированной электронной таможенной сети;

− разработка системы электронной регистрации передвижения людей;

− развитие экономического и технического сотрудничества, способствующего осуществлению эффективных антитеррористических мер;

− укрепление деятельности миграционных служб;

− сотрудничество в целях сокращения экономических последствий террористических актов и восстановления доверия к экономике региона.

 

АТЭС и COVID-19

Страны-члены рабочей группы АТЭС по здравоохранению провели специальное обсуждение эпидемии коронавируса (COVID-19), которая затронула многих членов АТЭС, высокопоставленные официальные лица в рамках двухдневной встречи, прошедшей 23 марта 2020 г. в Малайзии (г. Патраджайя). АТЭС выражает свои искренние соболезнования семьям тех, кто погиб в результате этой эпидемии. АТЭС подтверждает первостепенную важность сотрудничества на всех уровнях в борьбе с этим инфекционным заболеванием и обязуется совместно работать над тем, чтобы как можно быстрее справиться с этой эпидемией. Уроки, извлеченные из прошлых эпидемий, таких как Эбола, и др., укрепили и улучшили устойчивость глобальной системы общественного здравоохранения. Эти улучшения в области глобальной безопасности здравоохранения являются заслугой усилий многих людей, в том числе в министерствах здравоохранения и инфраструктурах общественного здравоохранения стран АТЭС.

Рабочая группа АТЭС по здравоохранению признает основные усилия и действия, предпринимаемые всеми пострадавшими странами АТЭС для контроля распространения COVID-19, параллельно с постоянными усилиями по изучению вируса и победе над этим общим врагом. Это предполагает работу в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами и должностными лицами общественного здравоохранения как в регионе АТЭС, так и во всем мире, учитывая трансграничную природу болезней.

АТЭС высоко ценит усилия всех стран-членов по обеспечению прозрачности, и признает важность роли, которую играют все страны-члены АТЭС в обмене информацией для повышения вероятности успеха совместных усилий по борьбе с эпидемией. Рабочая группа АТЭС по здравоохранению также подчеркивает важность работы с установленными механизмами, такими как Международные медико-санитарные правила Всемирной организации здравоохранения (2005 г.), которые играют ключевую роль в поддержке глобальных ответных мер.

Рабочая группа АТЭС по здравоохранению также признает, что нынешняя эпидемия оказывает иное влияние на экономику АТЭС, включая поездки и торговлю. Основные угрозы для безопасности здоровья могут наложить дополнительное бремя на системы здравоохранения и увеличить расходы. Поэтому и в соответствии с недавними усилиями рабочей группы, направленными на усиление политической направленности АТЭС и вклада в вопросы здравоохранения и экономики, рабочая группа АТЭС по вопросам здравоохранения считает целесообразным обменяться мнениями о последствиях для общественного здравоохранения усилий по реагированию и борьбе с этой вспышкой с использованием экономической поддержкой. Эти усилия будут согласованы с работой других международных форумов и позволят Рабочей группе АТЭС по здравоохранению усилить региональные перспективы, не дублируя работу, проделанную в других местах.

 В частности, Рабочая группа по вопросам здравоохранения АТЭС рассмотрит передовой опыт, который был использован странами-членами АТЭС во время эпидемии COVID-19 для удовлетворения потребностей населения стран-членов АТЭС в области здравоохранения, с целью обмена знаниями с целью продвижения устойчивых систем здравоохранения и дальнейшего быстрого укрепления потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации в регионе АТЭС.

Рабочая группа здравоохранения АТЭС рассмотрит и обсудит данную проблему на своем совещании в августе 2020 года в ходе 3-го совещания старших должностных лиц. В это время Рабочая группа АТЭС по здравоохранению может рассмотреть советы и рекомендации, которые он, возможно, пожелает представить министрам и лидерам АТЭС.

Рабочая группа АТЭС по здравоохранению также рассмотрит вопрос о том, как усилия Группы могут побудить экономики предпринять действия для дальнейшего повышения устойчивости, масштабируемости и устойчивости систем здравоохранения для укрепления здоровой экономики и людей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешная организация АТЭС стала возможной в силу ряда причин. Первая из них — политическое потепление международного климата. Устранение конфликтных ситуаций на региональном уровне в формате глобальной биполярной конфронтации связано с окончанием «холодной войны» и «гонки вооружений». Развитие многополярности привело к определённому доверию между странами АТР. В ситуации «холодного» противостояния любая политическая инициатива учреждения международной региональной организации рассматривалась как фактическое создание военно-политического блока одной из сторон в противовес другой. Окончание «холодной войны» обеспокоило многие азиатские страны относительно возможного ухода инвестиций из АТР в страны бывшего соцлагеря, переходящие на рельсы рыночной экономики. Соответственно было необходимо учредить новый формат сотрудничества для удержания денег в регионе. Это послужило дополнительным политическим стимулом к скорейшему созданию региональной организации.

За годы своего существования АТЭС показал себя эффективной площадкой и инструментом для укрепления сотрудничества экономик-участниц по широкому кругу вопросов экономической повестки и не только, в том числе на основе обмена информацией и опытом представителей органов государственной власти, бизнеса и научных кругов региона. АТЭС позволяет всем своим участникам получить возможность значительно расширить сеть контактов, опробовать те или иные технологии и идеи в сотрудничестве с заинтересованными партнерами, укрепить двухсторонние отношения между экономиками-участницами (через организацию двухсторонних встреч) «на полях» форума и информировать участников о последних государственных, научных достижениях и инновациях в сфере бизнеса.

Таким образом, в рамках АТЭС создаются условия для образования региональных полюсов экономического роста, формируется самая крупная в мире зона свободной торговли и инвестиций, которая способствует поддержанию международной конкурентоспособности и включению экономик стран АТР в систему современного мирового хозяйства.

С точки зрения нашего предмета – конфликтологии международных отношений – должны отметить, что АТР обладает большим конфликтным потенциалом, так как в этом регионе находятся мировые центры силы – Соединенные Штаты Америки, Китай, Россия и Япония. Сложные взаимоотношения этих стран, их геополитические, экономические, военные национальные интересы и амбиции в корне усложняют работу данной региональной организации. Несмотря на выработку целей и задач АТЭС не только экономического толка, но и направленных на борьбу с терроризмом, разрешение территориальных споров, обеспечение стабильности и безопасности региона в целом, не устраняют такой проблемы как проявление скрытого соперничества между странами за роль регионального лидера. Этот аспект, главный, по нашему мнению, не делает роль АТЭС эффективной в системе международных отношений, в разрешении современных международных конфликтов, так как мировые сверхдержавы, под прикрытием деятельности данной организации, ведут в данном регионе активную тихоокеанскую политику и отстаивают собственные геополитические интересы, что не может не провоцировать конфликты мирового масштаба.

 

Приложение 1.

 

 

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алиев Т.М. АТЭС после 2020 г.: задачи для России // [Электронный ресурс]. – URL: http://apec-center.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%90%D0%A2%D0%AD%D0%A1_-2019-%D0%BC%D0%B0%D0%B8%CC%86.pdf (дата обращения: 02.04.2020 г.)

2. Бреславец А.А. АТЭС система интеграционных процессов, роль и национальные интересы стран-участниц // [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD/Downloads/aziatsko-tihookeanskoe-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-sistema-integratsionn-h-protsessov-rol-i-natsionaln-e-interes-stran-uchastnits.pdf (дата обращения: 02.04.2020 г.)  

3. Костюнина Г.М. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) // [Электронный ресурс]. – URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/1a0/1a0d8583a49110d550212f08a4b0b3ff.pdf (дата обращения: 02.04. 2020 г.)

4. Костюнина Г.М. АТЭС: институциональная структура, направления деятельности и достижения // [Электронный ресурс]. – URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/dc0/dc0ac11357d9aac421ada14e87fa17a2.pdf

5. Фролова Я.А. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: РОЛЬ ФОРУМА АТЭС // [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD/Downloads/problem-bezopasnosti-v-aziatsko-tihookeanskom-regione-rol-foruma-ates.pdf (дата обращения: 02.04.2020 г.)

6. APEC Health Working Group Statement on COVID-19 // [Электронный ресурс]. – URL: https://www.apec.org/Press/News-Releases/2020/0323_HWG (дата обращения: 03.04.2020 г.)  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: