АТР – место сосредоточения, с одной стороны, таких региональных «тяжеловесов», как США, Япония, Китай, Россия, ведущих активную тихоокеанскую политику и отстаивающих собственные геополитические интересы, с другой – «коллективных игроков», включающих страны с различными военнополитическим и экономическим потенциалами (например, АСЕАН). Несмотря на резко продвинувшееся экономическое и культурное сотрудничество, военно-политическая ситуация в регионе остается нестабильной по следующим причинам:
− исключительная разноликость и разнообразие в уровнях экономического, политического и культурного развития стран региона;
− высокая динамика политических и экономических процессов, происходящих в них и между ними;
− рост и пересечение геополитических интересов этих государств и их стремление оказывать устойчивое влияние на отдельные территории и акватории других стран;
− актуальность старых и появление новых геополитических проблем (например, проявление скрытого соперничества между странами за роль регионального лидера);
|
|
− отсутствие единого многостороннего механизма коллективной безопасности;
− появление большого количества новых видов угроз внутренней региональной безопасности;
− и, наконец, преломление этих процессов сквозь призму региональной специфики.
Одной из успешных попыток решения проблем безопасности в данном регионе мира стал запуск процессов регионализации, в основу которых было положено взаимодействие стран в экономической, политической, культурной и других сферах. Подход к обеспечению безопасности в духе «открытого регионализма» стал отличительной чертой АТР.
Несмотря на активизацию интеграционных процессов, темпы регионализации стали снижаться, а в некоторых случаях сошли на нет из-за межгосударственных конфликтов. Главной причиной роста подобной напряженности стала интенсификация гонки вооружений.
Количественное и качественное разрастание региональных военных арсеналов стало возможным вследствие ряда факторов. Одним из наиболее явных является увеличение количества геополитических и геоэкономических вызовов, которые стоят перед региональными державами в современном раунде глобализации. Высокие темпы экономического развития большинства стран-лидеров АТР подталкивают их к поиску решений проблем в сфере военно-стратегического строительства.
Несмотря на окончание «холодной войны», размеры финансирования военных бюджетов стран мира постоянно растут, но не в странах Западной Европы, а в регионах Северная Америка и Азия. Если рост военных расходов в Северной Америке объясняется претензиями США на глобальное военно-политическое господство, то в регионах Азии гонка вооружений спровоцирована снижением общего уровня безопасности.
|
|
Развитие под лозунгом «АРЕС means business» («АТЭС означает дело») не означало, что придется обсуждать только экономические вопросы. По мере усиления региональной интеграции члены организации столкнулись с новыми вызовами и угрозами: наркотрафик, коррупция, браконьерство, незаконная миграция, трансграничная преступность, международный терроризм, морское и речное пиратство, религиозный экстремизм и сепаратизм, локальные межэтнические и межконфессиональные конфликты, незаконный оборот оружия, разрастание военных арсеналов стран региона.
Политическая обстановка в АТР характеризуется динамизмом, неравномерностью развития, одновременным проявлением как центробежных, так и центростремительных тенденций, что в совокупности формирует состояние подвижности и неустойчивости. К зонам повышенной конфликтности региона можно отнести следующие:
– острова Тихого океана. Территориальный спор между Японией и Республикой Корея (о-в Такэсима, Японское море); Японией и Китаем (о-в Сенкаку, Восточно-Китайское море); Китаем и Вьетнамом (Парасельские острова, Южно-Китайское море);
– Курильскую гряду. К одному из территориальных споров относят притязания Японии к России по вопросу территориальной принадлежности Южно-Курильских островов Кунашир, Итуруп и Шикотан; − полуостров Корея.
проблема связана с сохраняющимися военно-политическими и идеологическими противостояниями между КНДР и Республикой Корея, неурегулированностью ситуации вокруг северокорейской ядерной программы;
− острова Южно-Китайского моря. Проблема затрагивает притязания Китая, Японии, Тайваня на архипелаги и острова Южно-Китайского моря. Об этом наглядно свидетельствуют действия Китая, который стремится превратить Южно-Китайское море в свое «внутреннее» пространство. Вопрос о государственной принадлежности архипелага Спратли оспаривают между собой Китай и Вьетнам, а на ряд южных островов и рифов претендуют Филиппины, Малайзия и Тайвань;
− остров Тайвань. Сущность этой проблемы состоит в разделении КНР после гражданской войны на Китайскую Народную Республику и Китайскую Республику на острове Тайвань. Последняя, в свою очередь, заявляет о самостоятельном существовании, отдельном от КНР, в то время как официальный Пекин считает этот остров своей провинцией.