В общественном транспорте

Конспект внеурочного занятия,

Проведенного во 2 В классе

Студенткой 35 группы

Педагогического отделения

Косяковой Екатериной Васильевной

Специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

 

 

                                                         Учитель: ___________/Безгодкова Е.Е./

 

                                                    Методист: ____________/Шевченко С.В./

 

                                                    Оценка:_____________

2020 г.

Тема: «Культура поведения в общественных местах»

Цель: ознакомление обучающихся с основными правилами поведения в общественных местах.

Задачи:

- познакомить детей с основными речевого этикета и правилами поведения;

-познакомить с правилами поведения в школе, театре, библиотеке;

-воспитывать уважение к окружающим людям.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

· Определять и под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), действовать в соответствии с ними;

· Осознавать необходимость соблюдать правила поведения в общественных местах.

Регулятивные УУД:

· Учится анализировать свою деятельность и деятельность класса на уроке:

· Учиться совместно с педагогом и другими подводить итоги.

· Познавательные УУД:

· Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, применять уже имеющиеся знания для раскрытия новых;

· Добывать новые знания Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

· оформлять свою мысль в устной речи, высказывать ее развернутым предложением;

· Слушать и понимать речь других;

· Взаимодействовать с одноклассниками.

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, доска.

 

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

-Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

-как сказал один очень известный немецкий писатель и философ: «Поведение-это зеркало, в котором каждый демонстрирует свой облик».

-Что мы называем общественным местом? (Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

-Какие общественные места вы знаете? (библиотека, улица, транс порт, школа, театр, кинотеатр).

-В общественных местах бывает немало людей разного возраста, с разным настроением, с разными желаниями. Находясь в обществе, нам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

- Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

-Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова»

Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франций, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

-Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться. Нужно соблюдать определённые правила так как в ином случае никто ничего не поймёт и будет мешать другим. Надо всегда стараться быть полезным людям.

А теперь послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его содержанием.

Раз по тридцать в день «не реже»

Он кричал: «Эй вы, невежи!»

Заходите к нам в гости,

Поучитесь вежливости.

Я и сам – кричал индюк –

Доктор вежливых наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, осел,

Заходи, садись за стол,

Что же ты молчишь как рыба?

Ты свиньёй не будь свинья,

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как не бился он, однако

К индюку никто не шёл:

Не хавронья, не собака,

Не корова, не осел

Посинел индюк от злости –

Зря пропали все труды:

«Все они балды, -

И добавил с высоты

Своего величия, -

Не усвоили они

Правила приличия».

-Ребята, вы согласны с индюком? Правильно ли он вёл себя?

2. Основная часть.

Школа.

-Ребята, давайте посмотрим вместе с вами один очень интересный сюжет. (просмотр фрагмента из киножурнала «Ералаш»).

-А какое самое привычное общественное место показанное в сюжете является для вас?

-Можно ли себя вести на уроке так, как ведут себя дети из этого сюжета?

-Какие правила поведения в школе вы знаете?

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:

· Соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины.

· При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются самостоятельно в отведенных местах в раздевалке, сменную обувь учащиеся хранят в специальных сумках-мешках в раздевалке вместе с верхней одеждой.

· Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе.

· Беречь школьное здание, оборудование, имущество.

· Экономно расходовать электроэнергию и воду.

· Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений.

· Соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете.

· Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы.

· Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.

· Учащийся в школе должен быть аккуратно причесан, иметь чистый носовой платок, расческу.

· Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.

· При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя.

-Ребята, давайте с вами немного поиграем. Для этого я попрошу встать у своих парт. Наша игра называется поход в столовую.

-Как идем?

- Вот так (маршируют на месте)

-А как тихо идем? (идут на носочках)

-А как руки моем?

-Вот так.

-А как едим в столовой?

-Вот так.(показывают)

-А как жуем?

-Вот так.

-А что говорим после обеда?

-Спасибо!

-Ну вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?

-Вкусно ли готовят ваши повара? А кто знает, как нужно вести себя в столовой?

· *Входить в столовую надо организованно.

· *Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

· *Перед едой всегда мой руки.

· *Не разговаривай во время еды.

· *Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

· *Убери за собой посуду.

· *Скажи спасибо тем, кто тебя накормил.


В театр, на концерте, в музее и на выставке

 

Ребята, давай те посмотрим отрывок из мультфильма и определим где происходят действия(просмотр отрывка из мультфильма)

- А кто-нибудь из вас был в театре?

-Какие правила поведения в театре вы знаете?

При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.

Соблюдайте определенные правила поведения в музеях и на выставках. При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.
Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.




В магазине

Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей.
Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий. Он дает возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.

Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть, нет ли в продаже нужных товаров, и у вас нес с собой нужных денег не стоит примерять вещи, которые вы не собираетесь покупать. Лучше расспросить продавца обо всем, что вас интересует, а не заставлять его заниматься бессмысленной работой, да и самому понапрасну не тратить время.
Если вы хотели что-то купить, но не смогли подобрать ничего подходящего, не стесняйтесь сказать об этом продавцу и поблагодарить его за внимание.

Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди. Такие попытки неизбежно встретят справедливое возмущение окружающих.



В общественном транспорте

 

При входе в общественный транспорт пропустите вперед людей, имеющих проблемы со здоровьем, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти.

В транспорте не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.

В городском транспорте не едят и не курят. Не входят с мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или дождевые капли с одежды. Проездные билеты и мусор не бросают на пол. Чихая и кашляя, пользуются носовым платком. Не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не ковыряют в зубах. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами сидения и одежду других пассажиров.
Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила у него перед самым лицом. Если видим, что наше продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.


На улице

Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.

При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих. Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.

Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.

Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.

Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.

Физминутка

- Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

 

Игровой момент

«Клубочек» Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь:», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо
похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

 


Работаем в группах.

У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

1группа

Слон муравью уступает дорогу;

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу.

2 группа

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил:- Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я,-

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

3 группа

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перечислите их. Как можно назвать эти слова?

 

Ребята, вы неплохо справились с 1 заданием. А сейчас переходим ко 2 этапу. Каждая группа сейчас получит задачу. И вы все вместе дадите ответ на поставленные перед вами вопросы. Время- 3 минуты.

1 группа.

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен был уступить дорогу другому, если первому мальчику 8 лет, а другому- 11(уступает дорогу тот, кто вежливее)

2 группа.

Мальчик крикнул прохожему: Скажите, сколько сейчас часов. Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал?

3группа.

На улице шли 2 прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.

У вас упала книжка!- закричал мальчик, догоняя прохожего. Разве? – удивился тот. Конечно,- объяснил мальчик. – у вас же было 3 книги + один портфель, плюс один пакет - и того пять вещей, а теперь осталось четыре

Я вижу ты хорошо считать - сказал прохожий. Он с трудом поднимая упавшую книгу – однако, есть правило, которых ты еще не усвоил.

О каком правиле говорил прохожий?

3. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы сегодня коснулись важной темы - поведение в общественных местах. Давайте подведем итог:

- Как ведут себя в театре?

- Когда нужно приходить на киносеанс?

- Как проходят перед сидящими?

- О чём говорили на занятии?

- Как же вести себя в общественных местах (культурно, вежливо)

 Помните, где бы вы не находились: в театре, в музее, в библиотеке, в магазине, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас, о родителях, которые вас воспитали, школе, д/садике. Запомните некоторые необходимые правила и постарайтесь следовать им всегда:

  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Полезна ли для вас эта информация?

- Вы сможете объяснить товарищу как нужно себя вести в общественном месте, если его действия нарушают социальные нормы?

Поведению нужно учиться с ранних лет. Я верю, что вы научитесь, и меня не подведёте!

(просмотр м/ф «Что такое хорошо и что такое плохо»)

Вот и подошло наше занятие к концу, на столах лежат у вас смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроение.

Всем спасибо. До свидания!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: