Абрамов Фёдор Александрович (1920— 1983), писатель. Родился 29 февраля 1920 г. в деревне Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье. В 1938 г., окончив сельскую школу, поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл в народное ополчение, участвовал в обороне Ленинграда, был несколько раз ранен. Только в 1948 г. окончил ЛГУ, а в 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию. Статья Абрамова в «Новом мире» «Люди колхозной деревни» (1954 г.), в которой он протестовал против приукрашенного изображения жизни на селе, стала одним из поводов для снятия с поста главного редактора журнала А. Т. Твардовского. Она была осуждена специальным постановлением ЦК КПСС. В 1958 г. в журнале «Нева» был опубликован роман Абрамова «Братья и сестры» — первая часть трилогии «Пряслины». Писатель подтвердил в нём свою верность принципу: говорить только «правду — прямую и нелицеприятную». В 1968 г. он написал второй роман — «Две зимы и три лета», а в 1973 г. закончил третий — «Пути-перепутья». В 1975 г. за трилогию «Пряслины» автору была присуждена Государственная премия СССР. Абрамов показал тот путь, который прошла русская деревня начиная с тяжёлых военных лет. В 1975 г. вышел роман «Дом», где прослеживаются дальнейшие судьбы героев. После смерти писателя (14 мая 1983 г. в Москве) были изданы сборники публицистики «Чем живём-кормимся» (1986 г.), «Слово в ядерный век», «О хлебе насущном и хлебе духовном» (оба 1987 г.), опубликованы «Три рассказа», «Житие Максима» (1993—1994 гг.). Абрамова называли писателем-деревенщиком. Действительно, его романы, повести и рассказы посвящены в основном людям села. На хорошо знакомом материале автор ставит общечеловеческие проблемы. Проза Абрамова проникнута верой в силу крестьянства, способного преодолеть все трудности. Умер 14 мая 1983 года в возрасте 63 лет в Ленинграде. Похоронен в селе Веркола.
|
|
Анализ рассказа Абрамова «О чем плачут лошади»
1. История создания произведения.
Федор Александрович Абрамов – это писатель, у которого в центре повествования стояла деревня со всеми ее проявлениями. С детства любящий лошадей, автор соединил две важные для себя темы в своем рассказе «О чем плачут лошади», который был написан в 1973 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Жанр произведения Ф.А. Абрамова – рассказ в рассказе. Воспоминания о лошадиной жизни переплетаются с сюжетной линией, связанной с дружбой человека и лошади, поэтому «О чем плачут лошади» можно назвать рассказом-воспоминанием. Форма рассказа совмещает в себе признаки сказки, легенды и притчи.
3. Название произведения и его смысл.
Рассказывая о том, что было ранее, Ф.А. Абрамов дает своему рассказу название «О чем плачут лошади». Неслучайно в заглавии стоит слово «плачут», которое указывает на то, что воспоминания о прежней жизни лошадей отзывается в сердцах и лошади, и человека печалью. Лошади плачут буквально, они скучают по тем временам, когда люди относились к ним хорошо.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от лица рассказчика, которым является человек, помнящий прежние времена. Писатель не зря вкладывает рассказ в уста человека, а не лошади. Так он хочет показать отношение людей к прежней и настоящей жизни. Рассказчику, как и лошади, хочется плакать от осознания того, что прежние времена уже не вернуть, что современная жизнь отличается от того, что было раньше, причем отличается в худшую сторону.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Темой рассказа «О чем плачут лошади» являются воспоминания о прошлом. Автор произведения хочет, чтобы читатель задумался над соотношением прошлого и настоящего, чтобы он тосковал по старым временам.
Для Ф.А. Абрамова было важным показать, что в любые времена необходимо сохранять великодушие и человечность, а также любовь ко всему окружающему миру. Писатель высказывает идею необходимости заботливого отношения человека к природе.
Ф.А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади» поднимается множество проблем, связанных как с экологической, так и с нравственной стороной. Автор не дает ответа на поставленные вопросы, он оставляет их открытыми для того, чтобы читатель смог ответить на них самостоятельно.
|
|
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет рассказа «О чем плачут лошади» не отличается своей сложностью, наоборот, он очень прост.
Повествователь услышал от своей любимой лошади Рыжухи рассказ о том, что она поведала другим кобылам историю о том, что в былые времена люди заботились о лошадях и бережно к ним относились. Рыжухе никто не поверил, все только принялись смеяться над ней.
Рассказав все это, лошадь спросила у повествователя, действительно ли были такие времена, когда люди заботились о кобылах, называя их своими кормилицами. Рассказчик не мог ничего ответить Рыжухе, хотя помнил о том, что раньше к лошадям относились намного лучше, чем сейчас, когда им на смену пришли машины.
7. Система образов произведения.
В рассказе два главных героя: повествователь, который способен сравнить прошлое и настоящее, и лошадь Рыжуха (по новому – Клара), которая является олицетворением всей природы.
В повествовании есть и другие лошади, однако Рыжуха выделяется среди всех остальных. В отличие от других, она сохранила свою веселость и никогда не унывающий характер.
8. Отзыв о произведении.
Рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставил посмотреть на окружающий мир с другой стороны. Писатель научил бережно относиться ко всей природе, потому что человек является частью этой природы. Независимо от времени, нужно всегда относиться к природе, в частности к лошадям, заботливо и аккуратно.
Тест по рассказу «О чём плачут лошади»
1. Почему лошади вызывали у автора «чувство какой-то непонятной вины пред ними»?
а) герой рассказа не всегда мог угостить лошадей хлебом;
б) видел, что за лошадьми плохо ухаживают, но не мог им помочь;
в) раньше, задолго до войны, к лошадям относились намного лучше.
2. Чем Рыжуха отличалась от всех остальных сородичей?
а) ростом и силой;
б) неприхотливостью и выносливостью;
в) старостью.
3. Как звали конюха, который плохо ухаживал за лошадьми?
а) Иван;
б) Василий;
в) Миколка.
4. Назовите второе имя Рыжухи:
а) Забава;
б) Клара;
в) Идея.
5. О каком празднике вспоминает герой, рассказывая о прежней лошадиной жизни?
|
|
а) Масленица;
б) Новый год;
в) Рождество.
6. Что, по словам рассказчика, было первой игрушкой крестьянского ребенка?
а) матрешка;
б) Петрушка;
в) деревянный конь.
7. Что было «знаком долгожданного мужицкого счастья»?
а) рождение сына;
б) возведение дома;
в) конская подкова.
№ 8. В чем смысл названия рассказа? О чем плачут лошади?
а) о своей горькой, незавидной судьбе;
б) об утрате тех времен, когда лошадью «дышали и жили»;
в) об утрате человеческой любви.
№ 9. Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) он не понял душевных переживаний лошади и обманул ее;
б) он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей;
в) он не накормил Рыжуху.
№ 10. К какой проблеме обращается в рассказе «О чем плачут лошади»?
а) к проблеме отношения к животным;
б) к проблеме отношения к природе;
в) к проблеме отношений между людьми.
№ 11. От чьего лица ведется повествование в рассказе «О чем плачут лошади»?
а) от лица автора;
б) от лица лошади;
в) от лица конюха Миколки.
№ 12. Какое чувство овладело главным героем, когда он часами смотрел на лошадей?
а) разочарование;
б) волнение, радость;
в) тоска.
№ 13. О какой лошади рассказчик говорит: «…была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости»?
а) о Рыжухе;
б) о Гнедухе;
в) о Забаве.
№ 14. Как в рассказе «О чем плачут лошади» зовут старую кобылу, которая пела песни?
а) Забава;
б) Клара;
в) Идея.
№ 15. Что произошло с рассказчиком после того, как он обманул Рыжуху и всех других лошадей?
а) с ним ничего не произошло;
б) почувствовал себя счастливым;
в) на него навалилась лошадиная тоска.
Евгений Иванович Носов – советско-русский писатель, представитель «деревенской» прозы, Герой Социалистического Труда. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской губернии, в семье потомственного кузнеца. В возрасте шестнадцати лет попал в фашистскую оккупацию. По окончании восьмого класса ушел на фронт и служил в качестве наводчика оружия. В феврале 1945 года Носов был тяжело ранен под Кенигсбергом и перевезен в госпиталь в Серпухове. События этого времени он позже описал в рассказе «Красное вино победы».
|
|
Среднюю школу ему удалось окончить только после окончания войны. Затем он жил в Казахстане и Средней Азии, где длительное время работал литературным сотрудником. Первые стихи и публицистические рецензии Носова появились в 1947 году. В 1951 году писатель переехал в Курск, где выпустил свой первый рассказ для детей «Радуга» и первый сборник рассказов «На рыбачьей тропе». Как и другие представители «деревенской» прозы, он посещал Высшие литературные курсы в Москве. В 1960-е годы активно публиковался в столичной периодике.
В те же годы Носов писал множество рассказов и повестей. Среди наиболее известных были «Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «За долами, за лесами». В этих произведениях писатель проявил глубокий психологизм, склонность тщательно анализировать и точность в описании деревенского быта. Ему удавалось передавать народную мудрость через крестьянские речи и динамичные диалоги. Свои детские и отроческие воспоминания писатель наиболее ярко описал в рассказах «Подпасок» и «Дежка».
Большой успех принесла Носову, написанная в 1980 году, повесть «Усвятские шлемоносцы». Позже она вошла в одноименный сборник рассказов и повестей. В этот период он работал в редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 1989 по 1992 год автор выпустил несколько книг для школьников. Среди них книга рассказов для младших классов «На дальней станции сойду», сборник рассказов для старших классов – «Красное вино победы». У Е. И. Носова была привычка кормить птиц, в особенности в морозные дни. И даже на своей могиле просил высечь слова: «Покормите птиц». Писатель умер 13 июня 2002 года в Курске.