II. Информационный блок

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая карта комбинированного занятия № 50

 

Название учебной дисциплины: Литература

 

Специальность: 34.02.01 – Сестринское дело

 

Курс: 1

 

Тема занятия: Роман «Мастер и Маргарита». Судьба непризнанного мастера

                       

Количество часов: 2

Тип занятия: комбинированное

Цели занятия

 

1. Образовательные цели: Воспользоваться одним из методов исследования художественных текстов - методом сопоставления произведений;

Студент должен знать:

– содержание романа «Мастер и Маргарита»;

– систему действующтх лиц;

 

Студент должен уметь:

– сформулировать проблематику романа;

– пересказать отдельные главы романа;

2. Развивающие цели:

– развивать читательский интерес и вкус;

– пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

3. Воспитательные цели:

– воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы;

– воспитывать любовь к русским произведениям, чувство сострадания к ближнему;

– любовь к родному языку.

Уровень освоения знаний: 2

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»: Роман.-М.:Худож. лит., 1988.-399 с. (Б-ка советского романа).

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Тема занятия: Роман «Мастер и Маргарита». Судьба непризнанного мастера

Взаимоотношение человека с творчеством - одна из центральных тем произведений М.А. Булгакова. Проблемы художественного творчества, так или иначе, затрагиваются в «Театральном романе», «Жизни господина де Мольера» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите».

Роман «Мастер и Маргарита» имеет сложную композиционную структуру. Прежде всего, это роман в романе. Первый роман - это повествование о судьбе Мастера и его творении, второй роман - сочинение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа. В первом случае Мастер является главным героем, объектом изображения, во втором он предстаёт как автор, субъект изображения. Следовательно, анализ образа Мастера предполагает рассмотрение этих обеих сторон.

Первое, что покажется странным читателю – то, что ни в одной главе романа не упоминается ни имени, ни фамилии главного героя. Мастер - человек, который, по его словам, потерял своё имя. Вместо имени он называет себя Мастером в том смысле этого понятия, которое резко отличает его как высокопрофессионального специалиста (ведь на него возложена особая миссия - дописать роман о Понтии Пилате) от дилетантов: литераторов, критиков того времени, которые дискредитировали по разным причинам истинность того, о чём они выражали свои мнения.

Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой речи – речи повествователя, и, собственно, из косвенной речи: диалогов, описаний окружающей обстановки и т.д. Повествователь даёт подробное описание его внешности: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос, человек примерно лет тридцати восьми» [1, с.140].

Писатель не сразу знакомит нас с Мастером. Герой появляется лишь в одиннадцатой главе. Но и тогда автор всё ещё окутывает Мастера ореолом таинственности и загадочности: «…вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решётка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем»[1, с.125].

Исходя из беседы Мастера с Иваном Бездомным, мы можем сделать вывод, что главный герой – талантливый, интеллигентный человек, историк по профессии, к тому же ещё и полиглот, но, «ужасно одинок». Подтверждение этому мы находим в тексте: «Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве»[1, с.145]. Эту его особенность писатель подчёркивает не напрасно, а выделяет для того, чтобы подчеркнуть философский склад ума героя. Также мы узнаём, что Мастер работал в одном из московских музеев, где делал переводы текстов с иностранных языков на родной язык. Он был женат, однако с трудом вспоминает имя своей спутницы. Однажды он выиграл в лотерее сто тысяч рублей, получив тем самым возможность кардинально изменить свою жизнь. Так он сменил ненавистную им комнату на Мясницкой улице на уютный подвальчик близ Арбата и с головой окунулся в любимое дело. Для Мастера это был «золотой век» [1, с.146]. Он ознаменовался таковым не только потому, что ему представилась возможность сорвать куш, но и потому, что в его жизни появилась настоящая любовь. Она не просто появилась, она «…выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»[1, с.148]. И теперь, казалось бы, фортуна на стороне Мастера, но, к сожалению после высмеивания критиками его романа о Понтии Пилате, гений ослаб духом и был не в силах защитить себя и свою спутницу от клеветы. В порыве гнева, угнетённости и разочарования Мастер предал огню своё творение.

В каком-то смысле Мастер является двойником самого Булгакова. Ведь писатель тоже сжёг первую редакцию своего романа, понимая, что опубликовать роман, как тогда всем казалось, «сомнительной тематики», не представлялось возможным в СССР.

В романе Мастер предстаёт перед читателем человеком уставшим, измученным и глубоко разочарованным в обществе. Возможно, взгляды читателей на образ главного героя существенно отличаются: кто-то поддерживает его, сопереживает и сочувствует, а кто-то, наоборот, осуждает его за нерешительность, за порывистость и за резкое принятие решений. В любом случае, автор создал Мастера именно таким. В защиту главного персонажа хотелось бы отметить, что, невзирая на нервозность Мастера, наличие которой мы можем предположить, обратив внимание на краткие фразы персонажа в диалоге с Бездомным, невзирая на его суетливость и, возможно, меланхоличность, Мастер всё-таки может быть сильным человеком. Ведь, чтобы отречься от любви всей своей жизни, осознавая, что он ничего не сможет дать любимой женщине, так как у него ничего нет, нужно тоже иметь силу. И, когда Маргарита с помощью Воланда высвобождает Мастера из психиатрической клиники Стравинского, оказавшись в дьявольской квартире №50, Мастер никоим образом не демонстрирует своего страха и волнения. Это тоже является доказательством силы духа.

Герой пишет не для того, чтобы стать всемирно известным, не потому, что он хочет стать автором, а потому, что не писать он просто не может. Он живёт этим романом, вкладывая всю свою силу и энергию в своё творение. Роман Мастера – это подвиг, так как несёт людям веру в справедливость, в победу добра над злом и человечность. В этом и заключается предназначение творца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: