Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар»

    Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар», с которого и начинаются у Платонова проблемы с властью, написан в 1929-м году. Произведение представляет собой сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей, где за формальными бюрократическими действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души обычного и одинокого в этом обществе человека. Главные герои рассказа – это люди разных слоёв общества. Деревенский житель Макар Ганушкин «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах», имел «порожнюю голову» и мудрые руки. Лев Чумовой – «член государства», формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы – считался «наиболее умнейшим на селе». Наивный сельский житель Макар вынужден ехать на заработки в многолюдную Москву – «город чудес науки и техники». Автор рассказывает о жизни героя в столице: во всех казённых учреждениях он получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. В рассказе Платонова композиция кольцевая – замкнутая система, из которой вырваться невозможно: Макар возвращается к тому, от кого ушёл искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него, складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, то есть абстрактно, на словах, а не на деле. Платонов, как и его герой, Макар, усомнился, задумался, и эти раздумья не могли быть поняты как предупреждение власти и народа. Они столкнули маленького человека с бездушным государством. Автор показывает на преступное невнимание к «маленькому человеку».

После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергается резкой критике. Произведение называют анархистским и идеологически двусмысленным. Сталин, прочитав рассказ, назвал его произведение идеологически вредным.

Повесть «Котлован»

Темы свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, исторической памяти, этичности науки, взаимоотношений взрослых и детей и многие другие звучат у Платонова в романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море».

Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация. Главный конфликт повести – это столкновение мысли и слепой веры. «Мы должны каждого бросить в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма» – пишет Платонов в «Котловане» о способах классовой борьбы. В начале повести главного героя, Вощёва, увольняют «вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда».

«О чём ты думал, товарищ Вощёв? – О плане общей жизни… Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. – Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощёв, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем… Если все мы задумаемся, то кто действовать будет?». По мнению главного героя, «без думы люди действуют бессмысленно». Ему хочется увидеть некий общий смысл жизни, и эти мысли старается заглушить работой. Вощёв роет с другими котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс, оставив малые «единоличные жилища» зарастать бурьяном. Люди же в повести Платонова живут страшной и ужасной жизнью, которую даже существованием назвать сложно. Автор постоянно сравнивает их с мертвецами: они живут «без излишка жизни», они «худы, как умершие», падают после работы, «как мёртвые», а иногда и спят в гробах. И бесцельная работа отупляет так, что ни одной мысли просто уже не остаётся. Этот котлован в повести Платонова предстаёт своеобразным символом индустриализации первой пятилетки. В повести мы видим канцеляризмы и словесные штампы советской риторики, которые придают тексту гротескное звучание: «Социалист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда верховным голосом могущества: “У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощёв, соревноваться на высшее счастье настроенья!”».

Творчество А. П. Платонова в критике и литературоведении.

Л. А. Шубин: «О языке Платонова писали много — порой в нём видели своеобразный эстетский язык, маску, юродство, кривляние, чаще, однако, восторгались его народной выразительностью, гибкостью и красотой. Вводя образ рассказчика или передавая слово герою, молодой писатель стремился социально и психологически оправдать собственный строй мышления, ибо, по сути дела, он изображал не “чужое слово” и не “чужую мысль”. Платонов остаётся как бы внутри изображаемого сознания. Он сам так думает, как его герои, самый склад его мышления народный. Платонов — интеллигент, который не вышел из народа. “Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость, особые, столь характерные для народной речи, спрямления — всё это своеобразное мышление вслух, когда мысль ещё только рождается, возникает, “примеряется” к действительности... Герои Платонова ведут беспрерывный диалог с миром и с окружающими людьми, диалог, через который складывается, формируется авторская идея».

 

Закрепление нового материала

Тест по теме: «Биография А. Платонова»

Укажите годы жизни Андрея Платоновича Платонова.

А) 1889 – 1942;

Б) 1894 – 1849;

В) 1899 – 1951;

Г) 1898 – 1947.

 

Какой была настоящая фамилия писателя?

А) Климентов;

Б) Климов;

В) Капустин;

Г) Карасев.

 

В каком городе родился А. П. Платонов?

А) В Воронеже;

Б) В Орле;

В) В Новосибирске;

Г) В Москве.

4.В какой семье родился А. П. Платонов?\

А) В семье аптекарей;

Б) В рабочей семье;

В) В семье художников;

Г) В семье мелкого чиновника и швеи.

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: