Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность ". Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться "
Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.
Раскольников - Соне:
- Знаю " и про то, как вы в 6 часов пошли ".
- " Катерина Ивановна ведь вас чуть не била ".
- " А с вами что будет? "
- " Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет ".
- " А коли вы теперь заболеете ".
- " Дети на улицу всей гурьбой пойдут ".
- " С Полечкой, наверно, то же самое будет ".
Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая.
В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.
Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).
Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
Раскольников начинает с проверки своей теории:
Раскольников - Соне | Соня - Раскольникову |
" Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну " | " И кто меня тут судьей поставил? " |
" Зачем только тебя-то я пришел мучить? " | " Ох, как вы мучаетесь! " |
Признание. | " Нет тебя несчастнее никого ". |
Результат - слова Раскольникова: " Все вздор ", но в то же время: " Я в каторгу-то, может, и не хочу ".
Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.