· Задание должно быть сформулировано в полном соответствии с целью тестирования.
· Задание должно содержать только один вопрос.
· Формулировка задания должна быть законченной, что обеспечит ему однозначность понимания и выполнения.
· Формулировка задания должна быть простой: проверке подлежит понимание явления, находящегося вне формулировки самого задания.
· Задания не должны пересекаться: выполнение одного не должно зависеть от выполнения другого.
· Формулируя задания, следует, по возможности, употреблять
۰ нейтральную лексику
۰ простой синтаксис
۰ короткие, но обязательно законченные формы инструкций
۰ утвердительные конструкции
۰ имена объектов, а не ссылки на них в виде, например, местоимений.
Формулировка вариантов ответа.
· Количество дистракторов (вариантов неправильных ответов) должно быть не менее двух, оптимальное количество – правильный ответ + три дистрактора.
· Предлагаемые варианты должны удовлетворять требованиям
◦ (1) лингвистической правильности (все варианты должны иметь правильную языковую форму)
|
|
◦ (2) тематической корректности (все варианты должны соответствовать предлагаемой теме)
◦ (3) лингвистической доступности (языковые средства, используемые в формулировке, должны соответствовать контролируемому уровню языковой сложности)
◦ (4) синтаксического параллелизма (все варианты должны иметь единообразное синтаксическое оформление)
◦ (5) количественной уравновешенности (количество слов не должно существенно отличаться)
◦ (6) качественной уравновешенности (одинаковая точность или полнота формулировки для всех вариантов)
◦ (7) гипотетической избираемости (дистракторы не должны быть абсурдными или явно ложными)
◦ (8) различимости (все варианты должны быть легко различимы между собой как по форме, так и по содержанию)
◦ (9) автосемантичности (все варианты должны быть понятны независимо друг от друга и не содержать дословного повтора текста)
◦ (10) локальной независимости (не содержать подсказки к другим заданиям и/или не зависеть от них).
6.1.3. Процедура подсчета баллов, как правило, проста и очевидна: за каждый правильно выбранный ответ дается 1 балл. Именно на этом основании часто делаются выводы об объективности такого рода тестирования. На самом деле объективность получаемых результатов обеспечивается тщательным подбором дистракторов и предварительной апробацией теста.
6.2. Задания, предполагающие свободно конструируемые ответы. К ним относятся:
ü ответы на вопросы закрытого (краткий ответ) и открытого (развернутый ответ) типа
|
|
ü внутриязыковое перефразирование (относится к наиболее продуктивным типам заданий, требует от составителя четкой формулировки задания).
Задания этого типа используются, наряду с заданиями избирательного типа, при составлении вопросников для проверки коммуникативной компетенции на рецептивном уровне: это понимание устных и письменных текстов.
При подготовке заданий со свободно конструируемыми ответами, основным требованием является четкость и однозначность формулировки задания. Желательно указать в задании количество баллов, которое дается за правильный ответ. Как правило, оно соответствует количеству информативных составляющих ожидаемого ответа. В случае учета лингвистической составляющей количество баллов надо увеличить, указав это в задании. Следует помнить, что система оценивания самым непосредственным образом связана с заданием, и тестируемый должен ее хорошо понимать.
Задания, требующие краткий ответ.
Выполняя задание закрытого типа тестируемый должен дать краткий ответ. Формулировка задания должна нацеливать на поиск конкретной информации. Ключевыми словами в таких заданиях будут: relevez, dégagez, retrouvez, вопросительные слова quand? où? qui? quoi? de quelle manière?. Можно, а в ряде случаев и нужно, уточнять ее локализацию в тексте, отсылать к ее источнику.
Например, вопрос Quels avantages accorde-t-on aux enseignants? не удовлетворяет указанным выше требованиям: он не содержит ориентиров для поиска информации. Переформулируем его, чтобы сделать поисковым: Relevez 2 avantages dont on parle dans le 3e paragraphe. 2 points
Другой пример: вместо вопроса Pourquoi les automobilistes sont-ils mécontents? для получения краткого ответа лучше предложить формулировку Selon Laurence Armorial, les automobilistes sont mécontents pour 3 raisons essentielles. Lesquelles? 3 points
При проверке кратких ответов оцениванию подлежит правильность выбранной информации. Например: задание Relevez trois méthodes d’apprentissage de la lecture mentionnées dans le texte. 3 points предполагает ответ: 1) (méthode) syllabique 2) (méthode) globale 3) (méthode) mixte ou semi-globale. Слово méthode в ответе не является обязательным. В последнем случае достаточно указать только одно название метода, например, mixte. Порядок представления методов значения не имеет и на оценку не влияет. Орфографические ошибки не снижают оценки.
Задания с развернутым ответом.
Выполняя задание открытого типа тестируемый должен дать развернутый ответ. Например: задание Dans le texte on évoque les événements de mai 1968. Rédigez-en une note pour expliquer ce que c’est et quels en sont les résultats (20-30 mots). 2 + 1 (correction linguistique) = 3 points
Можно принять, оценив его в 3 балла, следующий ответ из конкурсной работы: En mai 1968 le mouvement révolutionnaire des étudiants français a eu lieu. Ils ont bouleversé tous les domaines de la vie, d'où l'importance de cette date dans l'histoire de la France. (31 mots)
Система оценивания.
В данном случае существует два возможных подхода к оцениванию:
· Оцениванию подлежит только информативный компонент ответа. В том случае, когда в ходе проверки имеет место адекватное смысловое декодирование сообщения, языковые ошибки не учитываются. В примере из 6.2.2. это 2 баллa: 1) quoi? mouvement révolutionnaire, 2) résultats: changements obtenus.
· Оцениванию подлежит не только информативный компонент ответа, но и качество языковой реализации. В этом случае оценка должна быть комплексной: баллы за информативный компонент и баллы за лингвистическую правильность. В примере из 6.2.2. это 3 баллa, один из которых оценивает языковую грамотность ответа.
В обоих случаях конкурсанты должны четко понимать применяемую систему оценивания. Ориентируясь на указанные в задании баллы они смогут: 1) определять объем запрашиваемой информации, чем облегчат себе ее поиск в тексте, 2) классифицировать вопросы на простые и сложные, что позволит им выбрать оптимальную стратегию обработки текста, а также 3) разумно относиться к возможным языковым ошибкам.