Мотивация достижения

Особенности развития мотивационной сферы в дошкольном возрасте.

В возрасте 2 лет у ребенка наступает период интенсивного формирования его мотивационной сферы. Этому способствуют многие факторы: развитие речи, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, включение его в многообразные виды деятельности.

Структура мотивации ребенка 2-3 лет достаточно аморфная. Мотивы и потребности сменяются друг за другом в относительно случайном порядке. Мотивы сменяются, не подчиняясь еще единому сознательно-волевому контролю ребенка. Изменение потребностей ребенка может быть результатом большого разнообразия обстоятельств и событий.

Первичное соподчинение мотивов возникает в начале дошкольного возраста. Примерно к 4 годам соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки. Доминирующие установки - готовность, предрасположенность субъекта к определенной форме реагирования.

Выделяют следующие виды установок:

Альтруистическая установка - готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.

Эгоистическая установка - предрасположенность субъекта к поведению, направленному на собственные интересы, желания, потребности. Установка на достижение успеха - предрасположенность субъекта к поведению, направленному на достижение успеха.

Разнообразные интересы ребенка также начинают приобретать относительную устойчивость. Вследствие всего начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.

Мотивация достижения.

На предыдущей стадии онтогенетического развития (от рождения до 2 лет) уже можно констатировать постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. Заложенный в раннем детстве опыт во многом предопределяет будущее такого поведения.

Мотив достижения развивается из растущих ожиданий ребенка. Если решаемая ребенком задача не очень сложна и ребенок способен ее решить правильно, он вскоре разовьет у себя некоторые экспектации (ожидания) и удовольствие от них, которое будет служить позитивным подкреплением для развития мотива достижения. Родителям, стремящимся развить мотив достижения у ребенка, необходимо в этот момент дать ему новую, немного более сложную задачу. Однако если ситуации будут всегда сложны, ребенок будет испытывать негативные эмоции и у него будет складываться не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудач. Поэтому взрослым следует учитывать уровень актуального развития ребенка и знать зону его ближайшего развития.

Примерно между 2,5 и 3,5 годами у ребенка впервые начинает проявляться способность выводить самостоятельно достигнутый результат из собственных возможностей. С этого, собственно, и начинается развитие у него мотивации достижения.

Между 3 и 4 годами ребенок начинает различать трудность задачи и оценивать свои возможности в процессе ее решения.

Из трех вариантов задач большинство 4-7-летних детей предпочитают легкую, с которой «справились большинство их сверстников». Лишь начиная с 8 лет, большинство детей предпочитают задачу средней трудности, с которой «некоторые их сверстники справились, а некоторые нет».

Очевидно то, что одним из главных условий формирования мотива достижения у ребенка является наличие у него способности к оценке собственных возможностей. Примерно в 3-4 года некоторые дошкольники уже способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий на основе собственного опыта.

Уровень притязаний. (Уровень притязаний - желание человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который он считает себя способным или которого, по его мнению, заслуживает.)

(Для ребенка младенческого возраста, пытающегося достать погремушку, все равно, каким образом он ее получит - в результате своего усилия или же кто-то даст ее, - ребенок будет удовлетворен в обоих случаях. 3-летний ребенок, пытающийся спрыгнуть со ступеньки, скорей всего, откажется от помощи. Он не удовлетворится, пока не достигнет определенного результата самостоятельно.) Младенец знает только удовлетворение и неудовлетворение своей потребности, но не успех и неудачу в ее реализации. Другими словами, он имеет потребности и цели, но еще не уровень притязаний. Отказ от помощи - это, вероятно, наилучший поведенческий признак существования притязаний у ребенка. Ребенок не откажется от помощи в тех видах деятельности, которые ему определенно недоступны. Социальные ситуации или похвала способствуют повышению притязания у ребенка.

Приблизительно в 5-6 лет можно также говорить о начале проявления у детей индивидуальных различий в мотивации достижения. Это находит свое выражение в уровне сложности задания, которое дети берутся выполнить. Как утверждают многие исследователи, эти различия определяются в первую очередь поведением родителей, их одобрением, признанием успехов ребенка и собственно стилем воспитания. Известно, что социальные ценности родителей влияют на способ воспитания детей, который в свою очередь влияет на их мотивацию. Так, родители с высоким мотивом достижения подталкивают своих детей к ранней независимости и ставят высокие требования в достижении.

Ряд исследований показывают, что поведение 3-5-летних детей, направленное на достижение, связано с тенденций их матерей вознаграждать потребность ребенка к достижению и его стремление к одобрению. Обнаружено, что взаимосвязь между поведением родителей и достижением ребенка проявляется сильнее у девочек, чем у мальчиков.

Макклелланд называет следующие крайности в воспитании детей, которые влияют на формирование у них мотива достижения (McClelland D., 1961):

- доминантность и авторитарность отца (в данном случае у ребенка формируются неуверенность в своих силах и низкий уровень мотива достижения, так как отец принимает все решения);

- снисходительное отношение к ребенку;

- слишком раннее требование самостоятельности от ребенка.

При формировании у ребенка мотива достижения следует выдвигать высокие стандарты совершенства и вводить их в то время, когда ребенок реально может их достичь. Кроме того, следует без излишнего вмешательства позволять детям достигать желаемой цели, при этом выражая не все-покровительство и снисходительность, а свое искреннее эмоциональное удовольствие от результатов их достижений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: