В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации, определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития - это решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды. Обеспечение прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду является одной из стратегических целей в программном документе развития железнодорожной отрасли России.
Решение экологических проблем является одним из приоритетов развития России: органы государственной власти предпринимают действия, направленные на ужесточение государственного экологического контроля и повышение как административной, так и имущественной ответственности нарушителей природоохранного законодательства. ОАО "РЖД" постоянно ищет пути эффективного использования всех видов ресурсов и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В настоящее время обеспечение экологической безопасности ОАО "РЖД" характеризуется устойчивой динамикой снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в первую очередь, за счет реализации экологических программ, инвестиционных проектов и технического перевооружения, а также совершенствования действующей системы управления природоохранной деятельностью.
В этих условиях одним из приоритетных направлений деятельности для ОАО "РЖД" является формирование и последующая реализация долгосрочного комплекса природоохранных мероприятий.
Главной целью природоохранной деятельности ОАО "РЖД" является минимизация негативного воздействия ОАО "РЖД" на окружающую среду.
В рамках реализации настоящей Экологической стратегии при любом сценарии развития природоохранной деятельности должны быть решены следующие задачи:
1) В сфере охраны атмосферного воздуха:
· снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, включая выбросы парниковых газов;
· снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, включая
· выбросы парниковых газов.
2) В сфере защиты от шума:
· снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду, в первую очередь, в черте населенных пунктов.
3) В сфере охраны и рационального использования водных ресурсов:
· недопущение или снижение сброса загрязненных сточных вод (с нарушением нормативов сброса) в поверхностные водные объекты, на рельеф местности и в муниципальные системы канализации.
4) В сфере охраны и рационального использования земель:
· проведение мероприятий по предотвращению негативных (вредных) воздействий производственной деятельности ОАО "РЖД", ликвидации последствий загрязнения земель.
5) В сфере обращения с отходами производства и потребления:
· вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
· внедрение наилучших существующих природоохранных технологий использования и
· обезвреживания отходов.
6) Обеспечение ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, связанных с прошлой хозяйственной деятельностью.
· снижение риска возникновения аварийных ситуаций и повышение оперативности при ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций;
· повышение экологических требований к подвижному составу, топливу, транспортной инфраструктуре;
· проведения экологических аудитов;
· повышение экономической эффективности природоохранной деятельности.
Железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологически эффективных видов транспорта в мире.
В России экологические преимущества железнодорожных перевозок перед другими видами транспорта обеспечиваются в первую очередь широким использованием электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха территорий, прилегающих к железным дорогам. На электрической тяге в ОАО "РЖД" перевозится более 85 % грузов и 80 % пассажиров. Низкая эмиссионная составляющая выбросов загрязняющих веществ железнодорожного транспорта напрямую связана с энергетической эффективностью. Удельное потребление топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте гораздо ниже, чем у автомобильного и авиационного транспорта. При одинаковом расходе энергетических ресурсов железнодорожным транспортом выполняется значительно больший объем перевозочной работы.
Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в несколько раз выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
В рамках реализации Экологической стратегии ОАО "РЖД" достигнуты следующие результаты:
· сокращение на 43 % выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников;
· сокращение эмиссии парниковых газов на 11 %;
· снижение на 26 % сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;
· увеличение доли использования и обезвреживания отходов на 14,7 % от общего образования.
Охрана атмосферного воздуха.
Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" по всем источникам составили в 2013 году 349,0 тыс. т, в том числе: от стационарных источников - 83,9 тыс. т, от передвижных источников - 265,1 тыс. т, из которых магистральными и маневровыми тепловозами выброшено 200,1 тыс. т, автотранспортными средствами - 54,5 тыс. т, самоходным специальным подвижным составом - 10,5 тыс. т. структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" за период с 2007 по 2013 годы, тыс. т.
Снижение выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников достигается за счет строительства новых и реконструкции действующих котельных, перевода котельных на экологически чистые виды топлива, повышения эффективности сжигания топлива, внедрения электроотопления, реконструкции действующего пылегазоулавливающего оборудования, внедрения новых технологий очистки и улавливания вредных веществ, использования возобновляемых источников энергии.
Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников в атмосферный воздух ОАО "РЖД" в 2013 году уменьшились на 4,6 % относительно показателей 2007 года за счет модернизацииподвижного состава. Снижение годовой эмиссии парниковых газов в ОАО "РЖД" в период с 2008 по 2013 годы составило 11,2 % за счет:
перевода котельных на природный газ;
использования более экологичных двигателей тепловозов;
повышения уровня использования электрической тяги для перевозки грузов и пассажиров;
повышения энергетической эффективности тепловозов.
Средние коэффициенты эмиссии парниковых газов в грузовых перевозках для железнодорожного транспорта являются наиболее низкими по сравнению с другими видами транспорта.
Пути решения:
Для стационарных источников:
· внедрение современных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
· широкое использование экологически чистых видов топлива;
· внедрение современных котельных агрегатов, использующих вторичные энергоресурсы;
· разработка и применение альтернативных источников тепло- и электроснабжения;
· использование возобновляемых источников энергии.
Для передвижных транспортных средств:
· разработка и внедрение новых экономически и экологически эффективных силовых установок;
· разработка и внедрение локомотивов, использующих альтернативные дизельному виды топлива (газотурбовозы, газотепловозы и др.);
· разработка и внедрение новых технологий по очистке продуктов горения от вредных веществ (катализаторы, фильтры, нейтрализаторы);
· применение новых технологий покраски вагонов, обеспечивающих снижение расхода лакокрасочных материалов, снижение тепловых потерь (для пассажирских вагонов) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
· использование подвижного состава, не имеющего испарений или утечек при перевозке опасных грузов, пылеобразования при перевозке сыпучих грузов, проливов на железнодорожное полотно нефтепродуктов;
· завершение перехода с печного (угольного) отопления пассажирских вагонов на электроотопление. В качестве мероприятий:
Целевые ориентиры ОАО "РЖД" в области защиты от шума
Целевым ориентиром ОАО "РЖД" в области защиты от шума является снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду.
Мероприятия, обеспечивающие снижение уровня шума в ОАО "РЖД", включают:
· проведение исследований и составление шумовых карт в населенных пунктах, на основании которых можно будет ранжировать риски шумового воздействия и разрабатывать первоочередные мероприятия по их устранению;
· работы по рельсошлифованию, обточке бандажа колеса, смазыванию рельса;
· укладку бесстыкового пути;
· оснащение лабораторий центров охраны окружающей среды дополнительным оборудованием для контроля шума;
· установку шумозащитных экранов;
· лесонасаждение;
· разработка и внедрение новых технологий, способствующих снижению уровня шума;
· модернизацию подвижного состава.
Использование и охрана водных ресурсов
Общий объем водопотребления подразделениями филиалов ОАО "РЖД" в 2013 году составил 111,91 млн. куб.м, в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды 54,95 млн. куб.м, производственные нужды - 49,16 млн. куб.м, другие цели - 7,8 млн. куб.м. За период с 2007 по 2013 год общее потребление воды в подразделениях ОАО "РЖД" снизилось на 50,8 млн. куб.м (31,2 %), использование воды на производственные нужды уменьшилось на 31,7 млн. куб.м (39,2 %). Использование водных ресурсов в период с 2007 по 2013 годы изменилось следующим образом:
Потребление воды уменьшается за счет сокращения ее нерационального расходования, широкого внедрения водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения и повторного использования воды.
Пути решения:
· строительство и реконструкция сооружений по очистке хозяйственно-бытовых,
· сбора, очистки и повторного использования воды;
· внедрение полного приборного учета водопотребления и водоотведения;
В качестве первоочередных мер необходимо проведение следующих мероприятий:
· срочное строительство сооружений по очистке сточных вод, сбрасываемых в настоящее время без очистки в водные объекты и на рельеф местности;
· строительство и реконструкция сооружений по очистке недостаточно очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности, которые в настоящее время не очищаются до нормативов;
· строительство и реконструкция сооружений по очистке недостаточно очищенных сточных вод, сбрасываемых в муниципальные системы канализации, которые в настоящее время не очищаются до нормативов.