Лекция по теме
«Регионализм и сравнительный анализ
Моделей регионализации»
Структурно-логическая схема лекции
- Регионализация в многосоставном мире.
- Факторы и формы регионализации.
- Модели регионализации в сравнительной перспективе (Италии, Франции, Испании, Великобритании, России).
1. Регионализация в многосоставном обществе.
Политическая регионалистика использует структурный подходк изучению территории государства и его частей. Структурный подход означает, что в фокусе внимания политической регионалистики находятся неоднородность и иерархическое строение государственной территории. Структурирование государственного пространства называется регионализацией.Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень; появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Для изучения феномена субнациональной регионализации целесообразно ввести понятие «территориально неоднородная (гетерогенная) страна (государство)».В принципе любая страна характеризуется территориальной неоднородностью, если не по одному признаку, так по другому. Для политической регионалистики интересны территории, которые характеризуются политически значимой неоднородностью, и те признаки, по которым данная территория действительно неоднородна. В политологии существует родственное понятие, с помощью которого изучается неоднородность социума. Это — многосоставное общество, концепция которого разработана известным политологом А. Лейпхартом. По мнению А. Лейпхарта, политические противоречия в многосоставном обществе в целом совпадают с линиями социального разделения. Он делит общество на так называемые сегменты — замкнутые, стабильные сообщества со своими социальными и политическими структурами. Многосоставное общество не обязательно является полиэтническим, в нем возможны конфессиональные, классовые и иные сегменты. Вместе эти сегменты создают в рамках многосоставного, но при этом условно единого общества сообщественную (консоциативную) демократию. Одной из разновидностей сегментов являются территориальные сегменты. Территориальные сегменты — это аналог районов, как они понимаются в политической регионалистике. Существует расширительное толкование концепции многосоставного общества, где ключевым понятием является «федеративное общество». Эта концепция была создана У. Ливингстоном, который рассуждал о федеративной природе общества, указывая на ключевую роль интеграционных процессов и союзных отношений между различными группами. Концепция федеративного общества перекликается с теорией федерализма. Само понятие «сообщественное» восходит у А. Лейпхарта к И. Альтузиусу, который считается родоначальником этой теории. Однако пользоваться этой концепцией в политической регионалистике нужно с оговорками. Речь идет о федеративных принципах политических отношений, но не о федерализме как о форме государственного устройства. Концепция многосоставного общества имеет огромное значение для политической регионалистики. Многосоставное общество предполагает наличие территориальных сегментов, а это уже шаг от общей политологии к регионалистике. Кроме того, сегменты иного происхождения (этнического, конфессионального, социально-классового) почти всегда имеют территориальную привязку — районы, где они преобладают или хотя бы являются значимыми компонентами социума. В своей территориальной проекции многосоставное общество, как правило, представляет собой ячеистую (сотовую) сегментированную структуру. Регионализация — это особый политический процесс, который влечет за собой территориальную дифференциацию (фрагментацию) и определенное структурирование (упорядочение) пространства.В процессы регионализации в той или иной степени вовлечены все политические объекты и явления. Процесс регионализации может быть управляемым или спонтанным. Формы регионализации: активная и пассивная. Пассивные формы регионализации обычно связаны с государственным управлением регионализацией, когда территория государства является простым объектом, подчиняющимся управленческим решениям. Но со стороны центра такая регионализация является активной. Возможны активные формы регионализации и со стороны самих регионов, когда происходит региональная эмансипация, т.е. регионы борются за свою идентичность, за свои права, или когда на местах складываются обособленные территориальные сообщества. Концентрацияозначает, что явления накапливаются в своих очагах, что усиливает фрагментацию пространства. Деконцентрацияпредполагает рассредоточение явления по территории, что непременно влечет за собой его неравномерное распределение. Происходящее в результате концентрации и деконцентрации явлений структурирование территории может описываться через понятия: стратификация ( расслоение территории на территориальные страты (сегменты) — зоны (районы), характеризуемые разным количеством и набором явлений) и поляризация (различия между территориальными стратами (сегментами) приводящие к противоречиям и коренным различиям, т.е. к формированию полюсов).
|
|
|
|
Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, а также переложить на региональные власти часть ответственности за принимаемые решения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению. Преимуществами регионализациис точки зрения поддержки демократического процесса выступают: расширение возможностей для регионального эксперимента, а это важный аспект процесса реформирования общества; существенный объем полномочий регионов позволяет им дистанцироваться от центра при необходимости; политический регионализм способствует сокращению дистанции между региональной политической элитой и рядовыми гражданами и тем самым дает последним дополнительные каналы для участия в политической жизни.
2. Факторы и формы регионализации. В процессе регионализации формируется определенная региональная структура государства. Эта структура имеет четыре основных измерения. Политическая регионалистика часто рассматривает политическое, в том числе формализованное политико-административное измерение региональной структуры. В то же время не следует забывать о других измерениях региональной структуры — этнокультурном, социально-экономическом и природно-географическом. С одной стороны, эти измерения являются объектом исследований других научных дисциплин. С другой стороны, для политико-административной структуры они выступают в роли внешних факторов, которые прямо влияют на эту структуру, определяют границы и отношения между районами. Ю. Гладкий и А. Чистобаев, например, выделяют следующие факторы регионализма — природную среду, этнический, демографический, расселение, конфессиональный, политико-географический. Природно-географическая структура государственной территории может влиять на политику разными способами: административные границы, которые часто привязаны к природным объектам; влияние природно-климатических условий на традиции и, прямо или опосредованно, на политическую культуру; локализация природных ресурсов, которая определяет системы расселения (и через них те же административные границы), экономическую и связанную с ней политическую культуру, стратегические общегосударственные интересы применительно к отдельным особенно важным регионам; сложная конфигурация государственной территории, которая может создавать проблемы для управления отдельными ее участками. Этнокультурная структура государственной территориив первом приближении представляет собой его этническую карту, т.е. ареалы расселения (точнее, численного преобладания) тех или иных этнических групп и смешанные (переходные) зоны. Следствием этнокультурной дифференциации являются, например, региональные и локальные политические культуры, которые демонстрируют свои различия во время выборов и при формировании региональных элит. Социально-экономическая структура в каждом случае является уникальным явлением. Она может быть описана с помощью экономических районов, каждый из которых отличается своей хозяйственной специализацией, а точнее, как правило, комплексом специализаций. Она ведет к трансформации системы расселения (миграции, создание новых центров), что часто влечет за собой перекройку административных границ. К тому же, социально-экономическая специфика территории определяет политическую культуру ее населения. Региональная структура может быть как формальной, так и неформальной. В первом случае говорят об административно-территориальной структуре, во втором используют понятие «территориально-политическая структура». Наиболее явной и строго формализованной политико-административной структурой является административно-территориальное деление (АТД). Это — классический пример нормальной иерархии регионов, когда территория без остатка делится на единицы первого порядка, те в свою очередь на единицы второго порядка и т.п.
|
|
|
|