Структурно-логическая схема лекции

Лекция по теме

  «Регионализм и сравнительный анализ

Моделей регионализации»

Структурно-логическая схема лекции

  1. Регионализация в многосоставном мире.
  2. Факторы и формы регионализации.
  3. Модели регионализации в сравнительной перспективе (Италии, Франции, Испании, Великобритании, России).

 

1. Регионализация в многосоставном обществе.

 Политическая регионалистика использует структурный подходк изучению тер­ритории государства и его частей. Структурный подход означает, что в фокусе вни­мания политической регионалистики находятся неоднородность и иерархическое строение государственной территории. Структурирование государственного пространства называется регионализацией.Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональ­ный уровень; появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия ре­шений на национальном и наднациональном уровнях. Для изучения феномена субнациональной регионализации целесообразно ввести понятие «территориально неоднородная (гетерогенная) страна (государ­ство)».В принципе любая страна характеризуется территориальной неоднородно­стью, если не по одному признаку, так по другому. Для политической регионали­стики интересны территории, которые характеризуются политически значимой неоднородностью, и те признаки, по которым данная территория действительно неоднородна. В политологии существует родственное понятие, с помощью которого изу­чается неоднородность социума. Это — многосоставное общество, концепция которого разработана известным политологом А. Лейпхартом. По мнению А. Лейпхарта, политические противоречия в многосостав­ном обществе в целом совпадают с линиями социального разделения. Он делит общество на так называемые сегменты — замкнутые, ста­бильные сообщества со своими социальными и политическими структурами. Мно­госоставное общество не обязательно является полиэтническим, в нем возможны конфессиональные, классовые и иные сегменты. Вместе эти сегменты создают в рамках многосоставного, но при этом условно единого общества сообщественную (консоциативную) демократию. Одной из разновидностей сегментов являются тер­риториальные сегменты. Территориальные сегменты — это аналог районов, как они понимаются в политической регионалистике. Существует расширительное толкование концепции многосоставного обще­ства, где ключевым понятием является «федеративное общество». Эта концепция была создана У. Ливингстоном, который рассуждал о федеративной природе обще­ства, указывая на ключевую роль интеграционных процессов и союзных отноше­ний между различными группами. Концепция федеративного общества перекликается с теорией фе­дерализма. Само понятие «сообщественное» восходит у А. Лейпхарта к И. Альтузиусу, который считается родоначальником этой теории. Однако пользо­ваться этой концепцией в политической регионалистике нужно с оговорками. Речь идет о федеративных принципах политических от­ношений, но не о федерализме как о форме государственного устройства. Концепция многосоставного общества имеет огромное значение для поли­тической регионалистики. Многосоставное общество предполагает наличие тер­риториальных сегментов, а это уже шаг от общей политологии к регионалистике. Кроме того, сегменты иного происхождения (этнического, конфессионального, со­циально-классового) почти всегда имеют территориальную привязку — районы, где они преобладают или хотя бы являются значимыми компонентами социума. В своей территориальной проекции многосоставное общество, как правило, представляет собой ячеистую (сотовую) сегментированную структуру. Регионализация — это особый политический процесс, который влечет за со­бой территориальную дифференциацию (фрагментацию) и определенное структури­рование (упорядочение) пространства.В процессы регионализации в той или иной степени вовлечены все политические объекты и явления. Процесс регионализации может быть управляемым или спонтанным. Формы регионализации: активная и пассивная. Пассив­ные формы регионализации обычно связаны с государственным управлением регионализацией, когда территория государства является простым объектом, под­чиняющимся управленческим решениям. Но со стороны центра такая регионализа­ция является активной. Возможны активные формы регионализации и со стороны самих регионов, когда происходит региональная эмансипация, т.е. регионы бо­рются за свою идентичность, за свои права, или когда на местах складываются обособленные территориальные сообщества. Концентрацияозначает, что явления накапливаются в своих очагах, что усиливает фрагментацию пространства. Деконцентрацияпредполагает рассредоточение явления по территории, что непременно влечет за собой его неравномерное распределение. Происходящее в результате концентрации и деконцентрации явлений структурирование территории может описываться через понятия: стратификация ( расслоение территории на территориальные стра­ты (сегменты) — зоны (районы), характеризуемые разным количеством и набо­ром явлений) и поляризация (различия между территори­альными стратами (сегментами) приводящие к противоречиям и коренным разли­чиям, т.е. к формированию полюсов).

Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, а также переложить на региональные власти часть ответственности за принимаемые ре­шения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению. Преимуществами регионализациис точки зрения поддержки де­мократического процесса выступают: расширение возможностей для регионального эксперимента, а это важный аспект процесса реформирования общества; существенный объем полномочий регионов позволяет им дистанцироваться от центра при необходимости; политический регионализм способствует сокращению дис­танции между региональной политической элитой и рядовыми гражданами и тем самым дает последним дополнительные каналы для участия в политической жизни.

2. Факторы и формы регионализации. В процессе регионализации формируется определенная региональная структура государства. Эта структура имеет четыре основных измерения. Политическая регионалистика часто рассматривает политическое, в том числе формализованное политико-административное измерение региональной структуры. В то же время не следует забывать о других измерениях региональной струк­туры — этнокультурном, социально-экономическом и природно-географическом. С од­ной стороны, эти измерения являются объектом исследований других научных дисциплин. С другой стороны, для политико-административной структуры они выступают в роли внешних факторов, которые прямо влияют на эту структуру, оп­ределяют границы и отношения между районами. Ю. Гладкий и А. Чистобаев, на­пример, выделяют следующие факторы регионализма — природную среду, этни­ческий, демографический, расселение, конфессиональный, политико-географиче­ский. Природно-географическая структура государственной территории может влиять на политику разными способами: административные границы, которые часто привязаны к природным объ­ектам; влияние природно-климатических условий на традиции и, прямо или опо­средованно, на политическую культуру; локализация природных ресурсов, которая определяет системы расселе­ния (и через них те же административные границы), экономическую и связанную с ней политическую культуру, стратегические общегосударственные интересы приме­нительно к отдельным особенно важным регионам; сложная конфигурация государственной территории, которая может соз­давать проблемы для управления отдельными ее участками. Этнокультурная структура государственной территориив первом прибли­жении представляет собой его этническую карту, т.е. ареалы расселения (точнее, численного преобладания) тех или иных этнических групп и смешанные (пере­ходные) зоны. Следствием этнокультурной дифференциации являются, например, региональные и локальные политические культуры, которые демон­стрируют свои различия во время выборов и при формировании региональных элит. Социально-экономическая структура в каж­дом случае является уникальным явлением. Она может быть описана с помощью экономических районов, каждый из которых отличается своей хозяйственной спе­циализацией, а точнее, как правило, комплексом специализаций. Она ведет к трансформации системы расселения (миграции, создание новых центров), что часто влечет за собой перекройку административных гра­ниц. К тому же, социально-экономическая специфика территории определяет по­литическую культуру ее населения. Региональная структура может быть как формальной, так и неформальной. В первом случае говорят об административно-территориальной структуре, во втором используют понятие «территориально-по­литическая структура». Наиболее явной и строго формализованной политико-административной структурой является административно-территориальное деление (АТД). Это — классический пример нормальной иерархии регионов, когда терри­тория без остатка делится на единицы первого порядка, те в свою очередь на еди­ницы второго порядка и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: