Понятие дидактики – категории, принципы, функции

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

  Научно-теоретическая функция заключается в изучении, систематизации и обобщении педагогического опыта, его научном обосновании, объяснении на основе психологических закономерностей и механизмов познавательного, психомоторного развития личности.

Конструктивно - технологическая функция дидактики - это разработка содержания, эффективных методов, приемов и средств обучения, конструирование учебных технологий. Она помогает выяснить, как, учитывая объективные закономерности познавательного развития студентов, организовать учебный процесс для обеспечения его максимальной эффективности; формы, методы и средства являются оптимальными в конкретных ситуациях; какими принципами и правилами следует руководствоваться преподавателю и др.

Основными категориями дидактики являются следующие:

- преподавание - деятельность педагога по передаче данных ученикам, направленная не только на усвоение информации, но также и на ее практическое применение в дальнейшем;

учение - процес с образования новых форм деятельности и поведения в результате получения знаний и практических навыков; -обучение - целенаправленная систематическая деятельность по передаче знаний и выработке творческих способностей, в которой принимают участие педагоги и учащиеся;

- образование - результат, достигнутый в процессе обучения; -знание - принятие, понимание, а также умение воспроизвести или использовать на практике полученную от преподавателя информацию; -умение - это способность применить на практике полученные знания; -навык - это умение, доведенное до автоматизма (достигается путем многократного выполнения того или иного действия); - учебный предмет - область знаний; учебный материал - содержание учебного предмета, которое обычно определяется нормативными актами;

-цель обучения - это желаемый результат, к которому стремятся педагоги и учащиеся в образовательном процессе; - метод обучения - это способ, посредством которого достигается поставленная цель; -содержание обучения - это научные знания, практические навыки, а также способ мышления, которые должны быть переданы педагогом учащемуся; - средства обучения - это любая предметная поддержка, которой сопровождается образовательный процесс (это и учебные пособия, и оборудование, и пояснения преподавателя); - результат обучения - то, что было достигнуто по итогам обучения (может отличаться от цели).

Принципы - общие ориентиры для определения содержания, средств, форм, методов организации обучения.

1Принцип научности требует, чтобы содержание образования высшей школы отвечало достижениям науки в соответствующей области знаний. Студенты должны усваивать достоверные, научно обоснованные факты, явления, процессы, понимать сущность научно обоснованных законов, особенности развития и становления научных открытий, владеть методами научных исследований, знакомиться с различными направлениями научных поисков в той или иной области знаний, знакомиться с перспективами развития научных гипотез.

2Принцип систематичности и последовательности вытекает из того, что познание окружающего мира возможно только в определенной системе, и каждая наука составляет систему знаний, объединенных внутренними связями. Предыдущий уровень знаний должен выступать фундаментом эффективности усвоения следующей доли знаний. 3 Принцип сознательности обучения базируется на постулате, что знания передать нельзя. Они становятся достоянием человека лишь в результате самостоятельной сознательной деятельности. Сознательное учение предопределяется уровнем сформированности мотивов учения, пониманием практической ценности и потребности в знаниях для избранной профессиональной деятельности.

4Принцип активности и самостоятельности в обучении следует из важной закономерности познавательной деятельности человека: знание - это результат самостоятельного умственного труда личности.

5Принцип наглядности, с одной стороны, следует из закономерностей процесса познания, исходным компонентом которого является созерцание явлений, процессов, действий, предметов, а с другой - в процессе познания человек использует первую сигнальную систему, в частности, зрительную память.

6Принцип прочности вытекает из сущности обучения и его задач. На определенном этапе обучения человек должен основательно усвоить определенную сумму знаний, овладеть умениями и навыками, которые являются предпосылкой, во-первых, дальнейшего продвижения в учебной деятельности, и, во-вторых, базой для формирования научного мировоззрения. Под основательными знаниями имеют в виду такие, что хорошо осознаны, систематизированы, связанные с практикой, которые стали достоянием долговременной памяти.

7Принцип связи обучения с практической деятельностью, реалиями жизни. Обучение только тогда является успешным, когда личность чувствует полезность и нужность усваиваемых знаний. Ведь сущность деятельности профессиональных учебных заведений сводится к подготовке человека к активной профессиональной деятельности в сфере создание духовных и материальных ценностей.

Функции: -обучающая - передача знаний от преподавателя учащемуся; - развивающая - формирование личностных и психологических качеств; - воспитательная - установление отношения к себе самому, а также окружающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: