Дезадаптированные дети и подростки

В прошлый раз мы с вами рассматривали психологические особенности детей и подростков, т.е. обычное взросление человека. Сегодня мы рассмотрим детей и подростков во взаимодействии с обществом. Процесс вхождения человека в общество называется социализация.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества, т.е. можно сказать, что социализация состоит из:

приспособления, которое еще называется соц. адаптация – это адаптация индивида к окружающей среде

обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самореализации (поведенческая автономия).

Нарушение процесса социализации и социального развития называется дезадаптацией. Дезадаптация процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами. (Пример)

Адаптацию и дезадаптацию нужно рассматривать на 3 уровнях:

общество

соцгруппа

сам индивид (внутриличностный)

Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, хроническими заболеваниями и др.;

2) пережитые экстремальные ситуации — травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с воспри­ятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспо­мощности.

3) неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе.

Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведе­нии личности. Отклоняющееся поведения – термин, обозначающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. «Отклоняющееся» последнее время часто называют - девиантным (от лат. deviatio — отклонение, уклоне­ние). «Девиантное поведение» проявляется в кризисных условиях. Подобное поведение регу­лируется системой норм, не принятой данной группой, и нередко возникает в подро­стковом возрасте, поддерживая намерение исследовать, изучать, экспериментировать, выявлять свои потенциальные возможности. «Положительная девиация» коррели­рует с творческими способностями и стремлением к их реализации. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездей­ствие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подрост­ков), наркомания, алкоголизм.

Делинквентное, антиинституциональное поведение (от лат. delictum— проступок, правонарушение) — противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным соци­альным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, кри­терием делинквентного поведения — преступление, которое проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Среди причин, вызвавших делинквентное поведение в детском и подростковом возрасте называют:

влияние родителей (алкоголизм, психические заболевания, неправильные уста­новки по отношению к детям — авторитаризм или излишняя избалованность, анти­социальное поведение, ссоры);

гиперактивность со сниженным контролем за поведением;

дисфункции или органические поражения ЦНС;

депривация от родителей и др.

В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения.

Чтобы устранить дезадаптацию необходимо выявить причины отклоняющегося поведения. Иначе говоря, начинать надо с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформа­ции личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредоточивать все внимание только на борьбе (при этом заведомо бесплодной). Включение любого дезадаптированного ребенка или подростка в традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка.

Для таких детей необходимо придумывать отдельные мероприятия, отрядные дела или давать им отдельные поручения. Если в лагере есть психолог, то необходимо психолога поставить в известность, что у вас в отряде дезадаптированный ребенок. И самому проконсультироваться у психолога как лучше работать с этим ребенком…

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ

Группа - множество, состоящее из 2-х и более людей, регулярно взаимодействующих между собой, и имеющее высокую степень идентичности.

Понятие коллектива:

Стабильное число участников

Регулярное межличностное взаимодействие

Наличие эмоциональных отношений

Наличие единой цели

Удовлетворение личностных потребностей и интересов

Существование общих ценностей, норм поведения и традиций

Стадии развития групп:

Образование (формирование) формальной и неформальной структуры (знакомство и самопрезентация, формируются общегрупповые правила, возникают первые симпатии и антипатии)

Принятие групповых решений - определяется лидер, происходит активная деятельность, формируется окончательная структура

Стадия коллектива - группа может самостоятельно осуществить коллективную деятельность.

Структура группы

Структура - совокупность статусов ролей, взглядов.

Формальная структура Неформальная структура
задается кем-то извне возникает стихийно и создается самой группой
отношения носят безличный характер отношения носят эмоционально-личностный характер
все роли четко определены статусы и роли не имеют жесткого закрепления
роли характеризуются четким описанием функций все роли индивидуальны
мера влияния определяется объемом власти мера влияния определяется личностно

Роли бывают:

А) высокостатусные

- лидер

- «звезда» (персонаж, который любит привлекать к себе внимание)

- «жилетка»

- «клоун»

- «информатор»

Б) низкостатусные

- аутсайдер

- козел отпущения.

Роли в коллективе (команде):

1. Координатор - не только управляет, обеспечивает распределенность, контроль, планирование

2. Двигатель - источник вдохновения, энтузиазма

3. Генератор идей - создает идеи

4. Практик - оптимист и пессимист, спорит с генератором идей, прогнозирует

5. Успокаиватель - приводит к компромиссу, гасит конфликты

6. Делатель - дотошный, всегда все делает, тот, кто сделает, создает

7. Внешний контактер - информация извне

8. Контролер на выходе

Лидерство и лидер.

Психологией лидерства интересуются давно. Лидерство - отношение доминирования и подчинения, влияния иследования в межличностных отношениях.Лидер - это прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.Т.о. Лидер - высокостатусный член группы, за которым она признает правопринимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Лидеры делятся на ФОРМАЛЬНЫХ и НЕФОРМАЛЬНЫХ.

ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать Лидером извне, то есть первый шаг отделения от всего коллектива и подъема на ступеньку выше он проделал не сам, а с чьей-то помощью, его позиция лидера официально утверждена общим сбором

Коллектива. Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой более вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.

Важно помнить, что лидерство бывает разным.

•Эмоциональный лидер - поддерживает хорошие отношения в группе

•Интеллектуальный лидер - "генератор идей"

•Лидер - организатор - то, что обычно понимается под словом "лидер"

•Конструктивный лидер - тот, кто реализует придуманное на практике.

Отряду необходимы все типы лидеров. При совпадении эмоционального и организационного лидера в одном лице возникает так называемое "звездное лидерство", когда за этим человеком все идут и просто "в рот ему смотрят". Это хорошо на первых порах, когда отряд еще не собран, но очень скоро начинает мешать выделению новых лидеров и развитию самостоятельности у отряда. Кстати, он часто не заботиться о людях или больше заботиться о себе и своем положении, чем о других. Все роли выстраиваются по отношению к деятельности. При смене деятельности и роли могут измениться. Стиль управления колеблется от авторитарного до системы ситуативных лидеров.

Абсолютно авторитарный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Антилидер) Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на нет. Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. (Как правило, это молодые лидеры, стремящиеся выйти на оперативный простор и вследствие этого осознавшие, что прошлый лидер или глуп, или не прав, или не решает задачи, и т. д., истинность данного утверждения не имеет значения.)

Методы борьбы с позицией антилидера:

•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!

•Поговорить •Ссылка (реальная - например, арест - или тайная - "услать на кухню")

•Подставить под успех и ввести в деятельность

•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.

Для определения того способа, который наиболее эффективен в данном случае ответьте на следующие вопросы:

•Из-за чего антилидер ведет в отряде свою деятельность? Какова его цель?

•Действительно ли эта цель нужна ребенку и педагогически оправдана?

•Если нет, то попытайтесь разубедить его в важности этой цели и переключить на новый вид деятельности. Не получается – придется подавлять.

•Если да, то можно ли достичь этой цели приемлемыми для отряда и антилидера способами (компромисс)?

•Если да, то выход найден.

• Если нет, то придется отказаться от цели и попытаться «переключить» ребенка на другой вид

деятельности. Не получается - придется подавлять.

Относительно авторитарный лидер. Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. В этом случае вожатый должен всячески поддержать этого лидера, создавая ему ситуации успеха как лидеру, для его развития в организаторском плане, обучать его организаторским технологиям, требуя применять эти технологии на благо и для достижения цели отряда. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, чтобы он совершенствовал свои способности, при этом не давая увлечься авторитарностью, а наоборот, обучая больше советоваться с отрядом. В то же время, такой лидер нуждается и в критике, потому что иначе может возникнуть ситуация «Звездной болезни», когда у лидера возникает ощущение всесилия и он считает, что все его решения верные. Чтобы этого не произошло надо добиваться от лидера постоянного желания советоваться с младшим или старшим, как лучше сделать.

Интересующийся мнением группы. Почти аналогичен предыдущему случаю – во всяком случае по деятельности вожатого по отношению к этому лидеру. Единственное отличие состоит в том, что нужно не допускать ситуации, когда отряд, другой лидер или антилидер давит на него. Этого можно избежать, если все время быть рядом с лидером и при возникновении опасной ситуации взять на себя лидирование, или увести разговор в сторону. Это необходимо, чтобы не создать лидеру ситуацию анти-успеха, когда от своей деятельности лидер получает разочарование. Все остальные технологии – как в прошлом случае.

Скрытый - его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (может быть через манипуляцию) Такой лидер фактически аналогичен вожатому и ему стоит пойти на прямой контакт с этим ребенком, с целью сделать его своим партнером. Делать это стоит не спеша и аккуратно, чтобы не потерять этого человека. Взаимодействие же с этим ребенком у вожатого может быть не ограничено – от разовых просьб сделать что-то до постоянной работы на определенном участке. Если этот лидер достаточно силен и вожатый не сомневается в правильности его позиции, то он можетдиллегировать часть своих полномочий. Главное в данной ситуации постоянно держать этого ребенка под контролем, не слишком широко открывать его поле деятельности, потому что он не владеет, как вожатый, всеми технологиями работы с отрядом и может применять неверные или «запрещенные» приемы, которые внешне ведут к достижению цели отряда, но влекут за собой ухудшение в самой работе отряда.

Система ситуативных лидеров. То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит. В такой ситуации вожатый должен всячески поощрять ставшего на позицию лидера, создавая ему ситуацию успеха. Можно попытаться из наиболее подготовленных ребят воспитать лидеров отряда, ставя их в положение формальных лидеров и создавая им ситуацию успеха.

Итак, как же стать лидером. Стать им несложно. Первое, что нужно знать, это то, что нет определенных лидерских качеств. Многочисленные исследования показали, что нельзя выделить какие-то конкретные качества, но некоторые из них, несомненно, способствуют становлению человека как лидера. (Из этого следует, что каждый может стать лидером в определенной ситуации). Это происходит потому, что лидер "привязан" к деятельности, значимой для группы.

То есть, что бы быть лидером надо:

• Быть успешным в деятельности, значимой и ценной для группы

• Убедить остальных, что ты являешься лидером

Рассмотрим это подробнее:

1) Важно точно видеть, какая деятельность для группы будет ведущей. Совсем не обязательно, что эта деятельность занимает больше времени. Например, отряд идет в поход. Его ведет инструктор. Хотя большее время занимает именно походная деятельность, совсем не обязательно вожатому ее хорошо знать и быть профессионалом в туризме. Для группы более важными являются взаимоотношения. Поэтому вожатый останется лидером, если будет "на высоте" именно во взаимоотношениях, то есть не будет стонать, а будет поддерживать остальных, сам держаться и помогать остальным. В противоположность этому в туристической группе лидеру будут важны скорее не моральные и личные качества, а именно туристские навыки. Кроме того, лидер обязан обеспечить безопасность группы перед лицом внешней опасности. И если ему удается доказать, что его действия в решении внутренних и внешних задач будет более успешной, чем у других, то группа будет готова принять его, как лидера. Значит ли это, то, что лидер никогда не ошибается? Нет. Важно не ошибаться в первый период, когда в группе идет образование структуры и выделение лидерства. Это - стадия "турнирных боев" за экологические ниши в группе (причем, не обязательно лидерские). В этот момент лидер зарабатывает себе «кредит доверия» можно сравнить с маховиком, который человек сначала раскручивает, а затем может пользоваться его инерцией. Возможность противостоять мнению группы создает в группе изменчивость, позволяющую быстрее приспосабливаться к изменившимся условиям. Что еще нужно, чтобы быть успешным? Прежде всего, нужна информация. Информация обо всем, что касается жизни в группе.

2) Вторым важным моментом является убеждение всех в том, что являешься лидером. Это не так сложно, как кажется. Люди достаточно легко позволяют управлять собой. Нужно только в сложной ситуации, когда все не знают решения встать и, не побоявшись, сказать: " - Я знаю, что делать!" И если результат будет успешным, и таких ситуаций будет несколько, то окружающие привыкнут к тому, что вы правы и знаете решение проблем. Они будут к вам обращаться, признавая этим ваше лидерство и право управлять собой. И как уже говорилось, владение информацией, единоличным носителем который вы являетесь и за которой окружающие вынуждены к вам обращаться, дает хорошую возможность для их убеждения в вашем лидерстве.

3) Можно сказать, что каждое действие человека в группе либо повышает, либо понижает его статус. Тем, кто претендует на позицию лидера следить за этим надо очень внимательно. Кстати, надо заметить, что группа тогда хорошо принимает решения лидера, если это не расходится сильно с ее мнением, а просто никто не решается взять на себя ответственность. Еще два качества, создающие предрасположенность к становлению лидерства, это внимательность и предвидение, а как следствие, контроль над ситуацией. Пример: большинство людей, когда их группой везут в метро, не следят за маршрутом. Лидер всегда отслеживает, предвидит окружающие обстоятельства и помогает группе с ними справится. Это может быть от предупреждения о выходе и требования взять перекус на поезд, о котором никто не думает, до более глобальных и сложных вещей.

.

МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ:

1. Убеждение - обращение к разуму с использованием логически выстроенныхаргументов

Условия:

- обязательно верить в то, в чем убеждаете

- аргументы должны быть проверяемы

- обязательно быть авторитетным

- должна быть общая проблема

2. Подражание - копирование отдельных элементов поведения какого-либо человека

Условия:

- авторитет (привлекательность) объекта

- наличие чего-то общего

- понятность поведения

3. Внушение - целенаправленное воздействие, основанное на обращении к эмоциям

Условия:

- уверенность в себе

- авторитет

- наличие утомления, стресса, конфликта

- восторженное эмоциональное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: