Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.
1.Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.
Ни гугу – Можно использовать жест
палец к губам.)
Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)
Чтобы не было беды, (Совсем тихо, шёпотом)
Наберите в рот воды.
2.Была тишина, тишина, тишина…
(Тихо, медленно.)
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(Громче, быстрее.)
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
(Тихо.)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
(Тихо, быстрее.)
Наверно, сейчас барабанить он станет…
(Тихо, прислушиваясь.)
Уже барабанит! Уже барабанит!
(Громко, весело.)
Гром и тишина.
Гром грохочет – бух! Трах! –
Словно горы рушит,
Тишина в испуге – ах! –
Затыкает уши….
(А. Шлыгин)
Покажи повышение и понижение голоса:
-Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки да медведи.
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц рад?
- Рад, что зубы не болят.
Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:
|
|
Книга в суме / - в пути тягость.
Книга в уме / - в пути облегчение.
Испокон века / - книга красит человека.
Железный конь, /
В животе – огонь, /
Сена не просит, /
Пашет, / сеет, / косит.
Что это за девица? /
Не швея, / не мастерица, /
Ничего сама не шьёт, /
И в иголках круглый год?
Уличный мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, / крохи собирает?
Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.
Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, - писал Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»
Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
(И. А. Крылов)
И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.
(Д. Н. Мамин – Сибиряк)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
(И. А. Бунин)
Ударение может изменить смысл всей фразы.
Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).
Я пришёл сюда (т. е. пришёл).
|
|
Я пришёл сюда (т. е. именно сюда, а не в другое место).
Разве вы это сделали? (т.е. неужели… - удивление)
Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).
Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).
Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».
Мы пойдём сегодня в цирк?
Произнести предложение, изменяя логическое ударение.
Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.
Исправь ошибку:
Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.
Какую ошибку допустил диктор?
Как он должен сказать?
Правильно поставьте паузы.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов…
(А.С.Пушкин)
…И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
(Е.А. Баратынский)
Читай правильно диалог:
- Собака, / что ты делаешь?
-Волков пугаю.
- А что хвост поджала?
- Волков боюсь.
Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.
Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».
…Смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним // живая голова.
(А.С. Пушкин)
Психологическая пауза может иметь место:
- в начале фразы или перед каким–то словом;
- внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;
- в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.
Упражнения для работы над темпом и ритмом.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.
Отметьте все изменения темпа при чтении.
Идёт – по деревьям шагает.
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Н.А. Некрасов)
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
(И.С. Крылов)
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир. Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
(А. Т. Твардовский)
Кискино горе
Плачет киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
(Б. Заходер)
Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи.
Однако особенно отчётливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков и пауз, усиление и ослабление голоса.
«Ритм, - говорил В.В. Маяковский, - основа всякой поэтической вещи…Ритм – это основная сила, основная энергия стиха».
Прочитай стихотворение в среднем темпе, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчётливостью произношения каждого звука.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки- туки- туки- тук!
Туки – туки – туки - тук!
И посту – кивают,
И похрю – кивают:
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
(К.И. Чуковский)
Вырабатывается у детей чувство ритма при чтении (пении) схем слов, разных по своей слоговой структуре:
Тата -, тата-
К святой пещере радостно спешат., татата -
|
|
Татата -,татата -.
К звуковой схеме можно подобрать соответствующие слова или из предложенных слов выбрать (отметить хлопками) нужные слова.
Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и др.
Иногда монотон – речь на одной высоте - может использоваться как средство выразительности.
Мелодика может и не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.
Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается.
Правильно произнесите предложения:
Мама ушла. А Маша?
(Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша - повышается, идёт вверх.) На вопросительном знаке голос тоже повышается.
Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.