Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

 

1.Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.

Ни гугу – Можно использовать жест

палец к губам.)

 

Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)

 

Чтобы не было беды, (Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

 

2.Была тишина, тишина, тишина…

(Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(Громче, быстрее.)

 

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

(Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

(Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

(Тихо, прислушиваясь.)

Уже барабанит! Уже барабанит!

(Громко, весело.)

 

Гром и тишина.

Гром грохочет – бух! Трах! –

Словно горы рушит,

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши….

(А. Шлыгин)

Покажи повышение и понижение голоса:

-Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи?

- Лисы, волки да медведи.

 

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц рад?

- Рад, что зубы не болят.

 

Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:

Книга в суме / - в пути тягость.

Книга в уме / - в пути облегчение.

Испокон века / - книга красит человека.

 

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.

 

Что это за девица? /

Не швея, / не мастерица, /

Ничего сама не шьёт, /

И в иголках круглый год?

 

Уличный мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, / крохи собирает?

Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, - писал Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»

Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.

(Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И. А. Бунин)

Ударение может изменить смысл всей фразы.

Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).

Я пришёл сюда (т. е. пришёл).

Я пришёл сюда (т. е. именно сюда, а не в другое место).

 

Разве вы это сделали? (т.е. неужели… - удивление)

Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).

Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).

Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».

Мы пойдём сегодня в цирк?

Произнести предложение, изменяя логическое ударение.

Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.

Исправь ошибку:

Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

 

Какую ошибку допустил диктор?

Как он должен сказать?

Правильно поставьте паузы.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

(А.С.Пушкин)

…И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.А. Баратынский)

Читай правильно диалог:

- Собака, / что ты делаешь?

-Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним // живая голова.

(А.С. Пушкин)

Психологическая пауза может иметь место:

- в начале фразы или перед каким–то словом;

- внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;

- в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.

Упражнения для работы над темпом и ритмом.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

Отметьте все изменения темпа при чтении.

Идёт – по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир. Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

(А. Т. Твардовский)

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

(Б. Заходер)

Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи.

Однако особенно отчётливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков и пауз, усиление и ослабление голоса.

«Ритм, - говорил В.В. Маяковский, - основа всякой поэтической вещи…Ритм – это основная сила, основная энергия стиха».

 

Прочитай стихотворение в среднем темпе, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчётливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки- туки- туки- тук!

Туки – туки – туки - тук!

И посту – кивают,

И похрю – кивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

(К.И. Чуковский)

Вырабатывается у детей чувство ритма при чтении (пении) схем слов, разных по своей слоговой структуре:

Тата -, тата-

К святой пещере радостно спешат., татата -

Татата -,татата -.

К звуковой схеме можно подобрать соответствующие слова или из предложенных слов выбрать (отметить хлопками) нужные слова.

Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и др.

Иногда монотон – речь на одной высоте - может использоваться как средство выразительности.

Мелодика может и не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается.

Правильно произнесите предложения:

Мама ушла. А Маша?

(Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша - повышается, идёт вверх.) На вопросительном знаке голос тоже повышается.

Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: