Словарь ключевых понятий по педагогике

Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

Беседа – 1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения.

Взаимодействие педагогическое – личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Детство охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (до 18 лет). По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, который включает: младенчество – до 1 года; раннее детство – до 3 лет; дошкольный возраст – до 7 лет; младший дошкольный возраст – до 10-11 лет.

Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.Функции: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

Дидактика урока – система правил подготовки, проведения и анализа результатов уроков.

Дидактическая система учителя – совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную программу, календарные и тематические планы, конспекты уроков. Планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства.

Дидактические правила – руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Например, одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды наглядности, но не увлекаться их чрезмерным количеством.

Дидактические способности – способность обучать.

Домашняя учебная работа – форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды дом. уч. работ: по характеру познавательной деятельностирепродуктивная и творческая; по учебным действиямвыполнение упражнений и решение задач, работа с учебниками, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений.

Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Закон воспитания – обязательное и необходимое присвоение подрастающим поколением соц. опыта старших поколений, обусловливающим их включение в общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности.

Знание – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей.

Инновация педагогическая – процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии и т.д.)

Интеллект – умственные способности человека, ум.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Информация – совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту.

Качество личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.

Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями. Качество образования зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Коллективизм – способность человека активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами.

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять педагогическое воздействие и взаимодействие.

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операции практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методика педагогического исследования – совокупность приёмов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Методы воспитания – общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение этими средствами самообразования и самообучения.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Одаренность – умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

Планирование урока – конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. П.У. осуществляется в виде конспекта, который содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для уч-ся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема урока, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся.

Процесс воспитания – педагогическое взаимодействие, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Рефлексия педагогическая – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения.

Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам и видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Система педагогическая – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока.

Творчество педагогическое – выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных пед. решений.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Учебная задача – цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Учебная задача решается посредством системы учебных действий.

Учебный процесс – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.

Учение – особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

Функции педагогического процесса – назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный пед. процесс. Подразделяются на:               

Образовательная – реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.

Воспитывающая – заключается в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения.                                                                         

Развивающая – представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений и т.д.  

Социализирующая – проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и соц. приемлемого поведения.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: