Новозаветная Троица. Икона. XVII в

375

духовного мира персонажей вол­новали художников, а красота фор­мы, в которой можно было всё это запечатлеть. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый рисунок, виртуозная каллиграфия линий, богатство и изысканность орнаментации, мно­гоцветный колорит, важнейшей со­ставной частью которого стали зо­лото и серебро, — вот составные части художественного языка масте­ров строгановской школы.

Одним из наиболее знаменитых художников-строгановцев был Прокопий Чирин. К числу его ранних работ относится икона «Никита-воин» (1593 г.). Образ Никиты, ещё сохраняющий отголоски лириче­ских интонаций XV в., уже лишён внутренней значительности. Поза воина изысканно манерна. Тонкие

ноги в золотых сапожках сдвинуты и чуть согнуты в коленях, отчего фи­гура едва удерживает равновесие. Голова и руки с «истончёнными» перстами кажутся слишком малень­кими по сравнению с массивным торсом. Это не воин-защитник, а скорее светский щёголь, и меч в его руках — лишь атрибут празднично­го наряда.

Элементы своеобразного реа­лизма, наблюдавшиеся в живописи строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мас­теров второй половины XVII в. — царских иконописцев и живопис­цев Оружейной палаты. Их при­знанным главой был Симон Ушаков (1626—1686) — человек разносто­ронних талантов, теоретик и прак­тик живописи, графики, прикладно­го искусства. В 1667 г. в трактате «Слово к люботщателям иконного писания» Ушаков изложил такие взгляды на задачи живописи, кото­рые по существу вели к разрыву с иконописной традицией. Харак­терным примером практического претворения в иконописи эстети­ческих идеалов Симона Ушакова является его «Троица» (1671 г.). Композиция этой иконы воспроиз­водит прославленный рублёвский «образец» с его плавными круго­выми ритмами, с ориентацией на плоскость, несмотря на отчётливую пространственность. Но Ушаков, сам не желая того, эту плоскость разрушил. Глубина перспективы стала слишком ощутима, в фигурах резко выявлены объёмность и те­лесность. При тщательности и «чи­стоте» письма, при подчёркнутой нарядности и реализме деталей всё это вызывает ощущение академиче­ской холодности, омертвелости изображения. Попытка написать «как в жизни» обернулась безжиз­ненностью.

Наибольшей цельностью отмече­ны те произведения Ушакова, в ко­торых главная роль отведена чело­веческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной пол­нотой выразить своё понимание назначения искусства. Не случайно,

Симон Ушаков.

Архангел Михаил. Икона. 1676 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

376

Симон Ушаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: