Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

*Стигматы (от греч. «стиг­ма» — «укол», «рубец») — кровоподтёки или язвы, непроизвольно появляющие­ся на теле некоторых глубо­ко верующих людей в тех местах, где у распятого Хри­ста были раны от тернового венца и гвоздей.

31

Живая игра света и тьмы наполняет един­ственный пейзаж художника — изображе­ние ночного Толедо. Город представлен в ка­ком-то фантастическом, ослепительном освеще­нии. Этот пейзаж гово­рит о высоком мастер­стве колориста, об умении Эль Греко показать тонкие оттен­ки цвета (в данном слу­чае серого и зелёного).

Эль Греко. Вид Толедо. 1610—1614 гг.

Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

художник передал через контра­сты света и тени на лицах, через позы и жесты, через силуэты, кото­рые кажутся трепещущими подоб­но языкам пламени. Зритель не сразу замечает, что апостолы рас­положены по кругу, а фигура Ма­рии — в центре композиции. Но именно этот приём помог худож­нику создать ощущение устойчиво­сти, равновесия.

Построение композиции и про­странства, колорит и персонажи резко отличают живопись Эль Греко от произведений других испан­ских художников. В своём творчест­ве мастер всё дальше отходил от традиций современного ему искус­ства. Поэтому у Эль Греко практиче­ски не было последователей.

ХУСЕПЕ РИБЕРА

(1591-1652)

Хусепе Рибера считается после­дователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, пред­ставителя реалистического направле­ния в европейской живописи XVII в. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Ис­пании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а затем в Риме. Но большую часть жизни художник провёл на юге Италии, в Неаполе — столице государства, подчинённого испанскому королю. Получив при­знание при неаполитанском дворе, Рибера в то же время стал героем жутких легенд и сплетен. Причиной

Эль Греко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: