Бартоломе Эстебан Мурильо

(1618—1682)

Творчество Бартоломе Эстебана Мурильо завершает золотой век испан­ской живописи. Работы Мурильо безукоризненно точны компози­ционно, богаты и гармоничны по колориту и в высшем смысле слова красивы. Его ощущения всегда ис­кренни и деликатны, но в полотнах Мурильо уже нет той духовной

мощи и глубины, которые так потря­сают в работах старших его совре­менников.

Жизнь художника связана с его родной Севильей, хотя ему приходи­лось бывать в Мадриде и других го­родах. Пройдя обучение у местного живописца Хуана дель Кастильо (1584—1640), Мурильо много рабо­тал по заказам монастырей и хра­мов. В 1660 г. он стал президентом Академии художеств в Севилье.

Своими полотнами на религиоз­ные сюжеты Мурильо стремился

4 1

Бартоломе Эстебан Мурильо.

Богоматерь с Младенцем. 1650—1655 гг. Прадо, Мадрид.

нести утешение и успокоение. Не случайно он очень часто писал образ Богоматери. Из картины в картину переходило изображение Марии в виде прелестной юной де­вушки с правильными чертами ли­ца и томным взором, обращённым к небесам. Её невинный облик дол­жен был вызывать у зрителя чувство сладкого умиления. Тем же духом пронизаны и сюжетные компози­ции художника, изображавшие, например, Марию, нежно взираю­щую на Святого Иосифа с Младен­цем («Святое семейство», 1650— 1655 гг.).

Большое внимание Мурильо уде­лял жанровой живописи. Главные его герои — симпатичные дети в лохмотьях — с аппетитом уплетают фрукты («Мальчики с дыней и вино­градом», 1б4б г.), играют с животны­ми («Мальчик с собакой», 50-е гг.), торгуют на улице («Продавщица фруктов», 70-е гг.). В отличие от многих работ художника на рели­гиозные темы лучшие его жанровые сцены абсолютно не сентименталь­ны, в них видна острая наблюдатель­ность художника. И вместе с тем эти картины проникнуты глубоким ли­ризмом и добротой. Действие боль­шинства из них происходит в тру­щобах, но их пространство словно залито светом. Многие полотна укра­шены мастерски написанными на­тюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает ощуще­ние радости и полноты жизни.

После смерти Мурильо испанская школа живописи практически пере­стала существовать. Общий уровень мастерства резко упал, художники

Бартоломе Эстебан Мурильо.

Святое семейство. 1650—1655 гг.

Прадо, Мадрид.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: