Зазвенели бубенчики.
По свежей росе.
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок, Молчок!
После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.
В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).
. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; команды придумывает взрослый.
33. «Добавь слово»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материалы: игрушка Гена.
Содержание. Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. После приходит Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать:
- Я умею постель… (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату ... (убирать).
34. «Скажи наоборот»
Цель: подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).
Материалы: кукла Чиполлино.
Содержание. В гости приходит Чиполлино: - Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать, но он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» - слова с противоположным значением. Поможем, дети, Чиполлино?
- Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино придумывайте к ним слова «наоборот», то есть слова с противоположным значением.
Взрослый | Дети | |
входить | — | выходить |
вбегать | — | выбегать |
прибегать | — | убегать |
привозить | — | увозить |
прилетать | — | улетать |
приходить | — | уходить |
подплывать | — | отплывать |
закрывать | — | открывать |
вставать | — | ложиться |
говорить | — | молчать |
мириться | — | ссориться |
надевать | — | снимать |
одевать | — | раздевать |
кричать | — | молчать |
нагревать | — | охлаждать |
смеяться | — | плакать |
хвалить | — | ругать |
улыбаться | — | хмуриться |
- Теперь Чиполлино понял, что значит «наоборот».
35. «Олины помошники»
Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.
Материалы: кукла Оля.
Содержание.
- Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела, и задаем аналогичные вопросы (руки - берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают; зубы - жуют, кусают, грызут; глаза - смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся; уши - слушают).
Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказывают нужное слово:
Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны Нашей Оле... ножки.
Оля ягодки берет по две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле... ручки.
Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны Нашей Оле... зубки.