Этапы постановки и решения проблемы

Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др

Этап первый. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Ученики выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

Методы постановки учебной проблемы. «Классические»: 1) приемы создания проблемной ситуации («с удивлением» и «с затруднением»); 2) приемы вывода из проблемной ситуации (воспринимающие, самостоятельные и совместные с учителем действия учащихся; побуждающий диалог); 3) приемы принятия формулировок проблемы (вербальное подтверждение, подтверждение с побуждением, положительное оценивание). «Сокращенные»: 1) подводящий диалог; 2) сообщение учебной проблемы с ее принятием.

Структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу (или вопрос), систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов.

Предъявлением или конструированием задачи цикл проблемного обучения только начинается. Необходимо обеспечить руководство анализом задачи, ее решением, воплощением полученных результатов в практику. Все основные звенья (этапы) анализа и решения задачи представляют собой структурные элементы проблемного обучения, отраженные в таблице 2.2.:

обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в подлежащем изучению материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению (создание проблемной ситуации); формирование задачи;

анализ условия задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом;

членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;

актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи;

выдвижение гипотезы (или гипотез); поиск «ключа», идеи решения;

выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение);

проверка решения;

конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: