При решении задач формирования способности обучающихся к научно-исследовательской деятельности возникает проблема целенаправленного обучения содержанию этой деятельности. Такое обучение включает формирование приемов моделирования научно-исследовательской работы, определения оптимального ее режима, осознания и последовательности отработки рациональных приемов работы с учебным и научным материалом; овладение приемами углубленного и в то же время динамичного чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения научно-исследовательских задач.
Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово "контент" (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. С целью получения количественного описания символического содержания текста исследователь использует в контент-анализе объективный подсчет и систематически фиксирует получаемые данные. На самом деле, по мнению Маркоффа, Шапиро и Вейтмана [3] контент-анализ лучше было бы называть "текстуальным кодированием". Существуют качественная и интерпретативная версии контент-анализа, но все же главное в нем - количественные данные о содержании текста. Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. Контент-анализ позволяет исследователю выявлять содержание (то есть, сообщения, значения, символы) в источнике коммуникации (например, книгах, статьях). С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Кроме того, он может использовать его, чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста. |
|
|
Первый этап. Ознакомление студентов с образцами действий, общим подходом к организации научно-исследовательской деятельности.
Направлен на формирование положительной мотивации.
Задачами данного этапа являются:
- стимулирование интереса к научно-исследовательской работе;
- обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений в процессе научного поиска;
|
|
- раскрытие приемов научного познания.
Обучающимся могут быть предложены следующие формы работы:
- составление структурно-логического (схематичного) конспекта научной публикации с выделением исходных идей, принципов, законов;
- написание резюме, составление плана, выписок, тезисов, аннотаций, библиографического списка использованных источников, систематизированной картотеки прочитанных книг.
Второй этап. Формирование умений научно-исследовательской деятельности.
Направлен на мобилизацию и активизацию потенциала студентов, на максимальное погружение их в работу с научной информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на основе субъективно новых знаний.
На данном этапе обучающимся предлагается подготовить сообщение, доклад, реферат и выступление с ним на семинаре, научно-практической конференции; провести исследование (наблюдение, эксперимент); разработать проект, выступить в роли консультанта или помощника преподавателя при плановом обсуждении локального вопроса, написать рецензию на работу обучающихся.
Третий этап. Совершенствование умений научно-исследовательской деятельности
Направлен на овладение обучающимися творческой рефлексивной деятельностью как одного из условий развития самообразования, самореализации и самосовершенствования в научной деятельности.
Обучающимся предлагается написать эссе, аналитический доклад или аннотацию – метод контент-анализа по результатам своей научной работы, составить портфоло.
Контент-анализ -количественный анализ текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Этапы применения контент-анализа.
Первый этап - Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
- заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
- один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
- заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
- сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)
- частота появления сообщений,
- способ распространения сообщений;
- место распространения сообщений;
- время появления сообщений.
- При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап - Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап - Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа - важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема - это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
– она должна легко идентифицироваться;
– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Четвертый этап - Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором - исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
|
|
- физическая протяженность текстов;
- площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
- число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
- длительность трансляции по радио или ТВ;
- метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
- количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
Пятый этап - Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Обычно составляются таблицы следующего вида:
Единицы анализа | Единицы счета | ||
Категории | Подкатегории | Частота упоминания абсолютная, раз | Частота упоминания относительная, % |
1 Категория | 01 подкатегория | 15 | 0,25 |
02 подкатегория | 7 | 0,14 | |
03 подкатегория | 25 | 0,61 | |
Итого: | 47 | 100 |
Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами. В 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него. С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо. |
|
|
Результаты проведенного контент-анализа представляются в виде аналитического отчета (аннотации – около 100 печатных знаков) фактического содержания.
Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность.
Количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.
Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
2. ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ |
ГЛАВНОЕ: 1. Виды научных публикаций 2. Основная структура содержания статьи 3. Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы 4. Правила цитирования 5. Терминология 6. Язык изложения |
Научная публикация – основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов. Монография – это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема, поэтому монографии пишутся редко. Тезисы докладов – это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации. Наибольший интерес представляют научные статьи, которые включают в себя как рецензируемые статьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) и нерецензирумые статьи, так и труды (или материалы) конференций.
Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью – значит достичь этих целей.
Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.