В дурном обществе» В. Короленко

- приемы обрисовки Княж-городка

Немаловажную роль играет и образ города, где живут герои.
Местечко, где они жили, называлось Княжье-Вено. Жители называли его просто Княж-городок. Оно принадлежало какому-то обедневшему польскому роду и являло собой все типичные признаки Юго-западного края. Здесь тихо протекала тяжелая трудовая жизнь среди остатков гордого панского величия.

Лучшим архитектурным зданием в городе была тюрьма. Уже эта деталь многое говорит о культуре города.

Автор очень много использует эпитетов: «сонные,заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки». Он использует их для создания ощущения грязного города. Также Короленко использует олицетворение, например, «сонного инвалида» он одушевляет с «безмятежной дремотой», также писатель использует сравнение: «деревянный мост» он сравнивает с «дряхлым стариком».

Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

 

- образы детей

Вася

О своей внешности рассказчик (Вася) не сообщает ничего, указывая лишь на рост в сравнении с Валеком: “Это был мальчик лет девяти, больше меня...” И всё-таки, прочитав повесть, можно представить физический облик Васи. В тексте нет упоминаний о цвете волос Васи, форме носа, разрезе глаз, походке, жестах, одежде и т.п. Но из всей совокупности чувств, поступков, размышлений мальчика в сознании читателя возникает его облик.

Вася является сорванцом. Он дружит с такими же мальчишками-сорванцами:
«. ..Я был большой сорванец. «У этого малого, – говорили обо мне старшие, – руки и ноги налиты ртутью», чему я и сам верил...»
«...А утром, чуть свет, когда в доме все еще спали, я уж прокладывал росистый след в густой, высокой траве сада, перелезал через забор и шел к пруду, где меня ждали с удочками такие же сорванцы товарищи…»

При этом сорванец Вася является хорошим мальчиком:
«...в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня...»
«...Послушай… Ты, кажется, славный хлопец...»
«...Я знаю, ты хлопец хороший...»
«...Впрочем, я и всегда считал тебя порядочным малым, встречая на улицах...»
«...Ты славный хлопец...»

Окружающие зовут Васю "бродягой", хотя он вырос в хорошей семье:
«...Вообще все меня звали брoдягой, негодным мальчишкой...»
«...взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника...»

«...к прочим нелестным моим качествам прибавились названия уличного мальчишки и брoдяги...»

Вася - храбрый мальчик:
«...Я храбро взобрался на нее; потом он выпрямился, и я стал ногами на его плечи...»
«...положил руки в карманы. Это было признаком, что я не боюсь противника и даже отчасти намекаю на мое к нему презрение...»
«...Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня. Я не моргнул и глазом…»

Мальчик был с характером. Он поступает по-своему, даже если ему делают замечания:
«...я не обращал на это внимания. Я притерпелся к упрекам и выносил их, как выносил внезапно налетавший дождь или солнечный зной. Я хмуро выслушивал замечания и поступал по-своему...»
Однажды Вася знакомится с детьми из "дурного общества" - с Валеком и Марусей:

«...Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли нашу дружбу с Валеком, которая росла, несмотря на резкую противоположность наших характеров...»

«...любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее...»

Вася хорошо относится к своим нищим друзьям - Марусе, Валеку и Тыбурцию. Они становятся близкими людьми:

«...если его сердце лежит к моим оборванным беднягам...»

«...я окончательно сжился с «дурным обществом», грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры...»

Хотя Вася оказывается в "дурном обществе", но он ничего дурного не делает:

«...Малый был в «дурном обществе», но, видит бог, он не сделал дурного дела...»

Валек

«Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.»

Будучи еще ребенком, Валек ведет себя по-взрослому, солидно и серьезно:
«...Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека...»
«...он противопоставлял грустную солидность и внушал мне почтение своею авторитетностью и независимым тоном, с каким отзывался о старших...»

Валек очень любит свою сестру, заботиться о ней:

«...принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры...»
«...волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро...»

Также мальчик ради сестры идет на вороство:

«— Ты, значит, украл?..

— Ну да!»

«...Маруся плакала, потому что она была голодна...»

После смерти маленькой Маруси Валек с Тыбурцием навсегда исчезают из города:

«...Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город...»

Маруся

«Я ободрился еще более, когда из-под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.»

При характеристики Маруси, главный герой часто сравниват ее со своей сестрой Соней:

«Я невольно сравнивал ее с моей сестрой; они были в одном возрасте...»

Марусе было года четыре, как и Соне. При описании становится понятно, что ребенком никто не занимался, и она была очень слабой:

«Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика;...»

Но несмотря на хрупкость, ее взгляд был не детским:

«...глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни...»

Маруся не была жизнерадостной, в таком возрасте она редко улыбалась:

«А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.»

Болезнь и "подземелье" высасывают все силы из Маруси:
«. ..Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются...»
«...высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений...»
«...о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье...»

 

Соня

Рассказчик часто использует описание своей сестры Сони, из-за чего у читателя возникает образ.

Соне было тоже четыре года, как и Марусе. Но Соня была более жизнерадостным ребенком:

«...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.»

Соня росла в достатке, за ней ухаживала няня. Отец больше уделял время Соне, чем Васе, так как в ней он видел черты матери:

«Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери.»

В повести Соня контрастирует с Марусей, её образ ещё более подчёркивает бедственное положение ребёнка, умирающего в «подземелье».

- семейный и социальный конфликт

В том произведении прослеживается насколько конфликтов, например это конфлик отцов и детей. После смерти супруги, отец Васи совершенно перестал интересоваться мальчиком, был равнодушен. Можно сказать что и отношений то между не было ни каких. Отец не замечал Васю и мальчик был предоставлен сам себе. Характерный для Короленко прем: чтобы изменить вое отношение к отцу, Васе понадобилось увидеть его через призму восприятиядругих людей, а отцу приблизиться к сыну и понять его помогло то хорошее, что он узнал о нем от Тыбурция.

Но основным конфликтом является социальный, где присутствует социальное неравенство. Ярким примером неравенства могут послужить семья Тыбурция и семья Васи. Тыбурций не смотря на свою «ученость», нищий человек, он вынужден воровать, чтобы прокормить приемных детей. Отец Васи же местный судья, уважаемый и обеспеченный человек. Людей разделяют только по денежному признаку, а не по тому, кто они есть на самом деле, не по их поступкам. Но Вася, главный герой произведения, не обращает внимания на все предрассудки и предпочитает общество «дурных», отверженных. Там он находит настоящую дружбу, он жалеет тех, кто туда попал и старается помочь, чем может.

 

- критический пафос произведения

«критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает.

Короленко детскими глазами показал проблему социального неравенства, ведь дети совсем по другому видят взрослые проблемы. Автор очень точно и детально показывает жизнь «дурного общества» и отношение к нему более обеспеченных людей. Писатель смог погрузить читателя в этот «грязный» город, при помощи эпитетов он очень подробно описал атмосферу в нем. Художественные особенности рассказа «В дурном обществе» заключаются в мастерски прорисованных деталях, которые выражают авторское отношение к происходящему. Пейзаж вырисовывается очень угнетающий. Тюрьма — лучшее архитектурное сооружение Княж — городка. Даже суффикс -ка-, использованный Короленко, выражает пренебрежительное отношение творца к этому Богом забытому месту. При помощи противопоставления двух семей, писатель смог показать насколько бедно могут жить люди и показал это все глазами ребенка. Не случайно Короленко делает главными героями детей. Для них ещё не существует разделения на классы. Их мысли чисты, они руководствуются чувствами, а не слухами и чётким расчётом.

Читая произведения Владимира Короленка, читатели задумываются о проблемах общества. В повести «В дурном обществе» мало радостных строк, больше боли, что вызывает сочувствие у людей.

 























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: