Охрана окружающей среды — глобальная проблема человечества

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ

И УМЕНИЙ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ

ТЕКСТ 1

1. Прочитайте текст и найдите информативные центры абзацев.

 

Человек и природа

    Человек - часть природы, и все, что ей вредит, приносит огромный вред и человеку. В солнечной системе жизнь, подобная нашей, существует только на Земле. Землю от вредного влияния космоса защищает озоновый слой атмосферы.

    Озоновый слой - защитник всего живого на планете от пагубного космического излучения. Озон регулирует отток влаги от планеты через атмосферу, выводит шлаки и отбросы производственной деятельности человека. Однако основная масса отбросов, воздействуя на озоновый слой, его разъедает. Поступающие от поверхности Земли химические, радиоактивный и другие отбросы «проедают» все более глубокие ячейки - «дыры» в озоновом слое. Через них к поверхности Земли устремляются космические потоки радиации. Результатом этого нарушения природного равновесия является увеличение заболеваний человека, особенно онкологических, появление новых, ранее неизвестных болезней и возвращение старых.

    На здоровье человека влияет и другой неотъемлемый участник нашей экологии - почва. Состав ее создавался тысячелетиями. Этот «слой нашей жизни» также основательно загрязнен. Есть места; и таких на планете много, где уже опасно для здоровья человека собирать дары природы: грибы, ягоды, орехи. Перенасыщение почвы химическим удобрениями, нерациональное ведение сельского хозяйства привело к оскудению ее ресурсов, снижению урожайности, содержанию в продуктах питания вредных для здоровья человека химических веществ.

    Не менее, чем почва, загрязнена вода. Сливание в океаны, моря и реки отходов производства отравляет и губит все живое. Однако в воде существует своеобразный «чистильщик воды» - планктон. Являясь отличным кормом для водоплавающих, планктон очищает воду от загрязнений. Если раньше планктон собирал загрязнения и «вытеснял» их к озоновым «дырам», то сейчас водное пространство так перенасыщено загрязнением, что испарения сразу выпадают в осадок, не доходя до озонового слоя.

    В настоящее время суша, воздух и вода так загрязнены, что представляют серьезную угрозу здоровью человека. Какой же выход? Человеку следует прекратить разрушать окружающую среду и тем самым самого себя как ее неотъемлемую часть.

    Экологи предлагают обратить серьезное внимание прежде всего на экологию человека, и в первую очередь, на воспитание духовности - ее основной составляющей. Только духовно здоровый человек может понять, что его здоровье и чистота природы взаимосвязаны. Невозможно быть здоровым, разрушая и отравляя среду обитания.

Атабекова Н.А., Большакова Н.Г. Природа и мы: Тексты для чтения и развития научного стиля речи. ч.2. - М.: Издательство РУДН, 1996,-с.3.

 

 2. Объясните значение выделенных слов.

  пагубное космическое излучение;

  неотъемлемый участник экологии;

  разъедать озоновый слой;

  проедать «дыры» в озоновом слое.

 

3. Составьте словосочетания со словами.

1. воздействовать    (несов. и сов. вид) НА ЧТО?                        

2. влияние ЧЕГО? НА ЧТО?

3. воспитание

4. приводить - привести К ЧЕМУ?        

5. загрязнение ЧЕГО? ЧЕМ?

6. очищать - очистить ЧТО? ЧЕМ?        

7. перенасыщение ЧЕГО? ЧЕМ?

8. представлять угрозу ЧЕМУ?

9. разрушать ЧТО? ЧЕМ?

10. снижение

 

4. Найдите новую информацию в предложениях, задайте вопросы к предложениям.

1) Человек - часть природы.

2) Землю от вредного влияния космоса защищает озоновый слой атмосферы.

3) Озон регулирует отток влаги от планеты.

4) На здоровье человека влияет и почва.

5) Состав почвы создавался тысячелетиями.

6) Экологи предлагают обратить серьезное внимание на экологию человека.

 

5. Расскажите, как отражается загрязнение окружающей среды на здоровье человека.

Средства выражения оценки чужого мнения

Согласие Несогласие или сомнение
безусловно,… несомненно,… действительно…, автор верно пишет, что…, как считает автор,… по справедливому мнению автора,… заслуживает внимания точка зрения автора, согласно которой… автор убедительно доказал, что… в работе убедительно доказано, что… трудно согласиться с тем, что… вряд ли можно считать, что… вызывает сомнение то, что… автора не вполне обосновано, существует не вполне обоснованная точка зрения, согласно которой… это утверждение требует доказательства, мы придерживаемся иного мнения (иной точки зрения)

6. Прочитайте таблицу и скажите, согласны ли вы с тем, что сохранение природы следует начинать с воспитания духовно богатого человека? Обоснуйте ваше мнение.

8 .Составьте план текста и расскажите его по своему плану, дополнив пересказ вашей оценкой мнения автора.

                                              

                                              ТЕКСТ 2

1. Прочитайте текст, попытайтесь определить основную мысль, которую пытается доказать автор, и доказательства, которые он приводит.

Охрана окружающей среды — глобальная проблема человечества

Как известно, взаимодействие общества с окружающей природной средой вызвало множество отрицательных последствий. В последнее время это воздействие усилилось, природные системы находятся в нарушенном состоянии, имеют место кризисные явления и даже разрушение природных систем. Вследствие этого, с одной стороны, заканчиваются природные ресурсы, с другой стороны, загрязняется и погибает окружающая природа, а вместе с ней погибнет и человек. Ниже мы попытаемся перечислить основные факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду и определить основные пути преодоления этого влияния.

Во-первых, глобальные проблемы создает так называемый "парниковый эффект". Воздух загрязняется, в нем накапливается большое количество токсичных веществ. В результате это приводит к повышению температуры атмосферы, что, безусловно, грозит бедой всему миру.

Во-вторых, во многих странах большие проблемы создает перенаселенность территории и рост городов, загрязняющих окружающую среду.

Кроме того, особую проблему создают браконьеры, безжалостно уничтожающие животных.

Как показывает опыт многих стран, большой вред окружающей среде может нанести непродуманная хозяйственная деятельность человека. В качестве примера экологической катастрофы двадцатого века можно упомянуть гибель Аральского моря. Чрезмерный расход пресной воды рек Амударьи и Сырдарьи в результате строительства каналов привел к сокращению годового стока пресной воды в Аральское море с 55 до 3 кубических километров. В результате этого объем воды в море уменьшился на две трети, резко возросла концентрация солей в море и в грунтовых водах. На освободившихся от воды участках дна началось образование пустыни. Были уничтожены ресурсы региона, сократилось его биологическое разнообразие. Все это, естественно, угрожает здоровью пятидесяти миллионов человек, которые проживают в этом регионе. Как видно из примера, хозяйственная деятельность человека, по существу, привела к гибели целое море. Подобным же отрицательным образом хозяйственная деятельность человека влияет на окружающую среду и во многих других регионах.

Как было сказано выше, разрушение окружающей среды грозит гибелью всему человечеству. Следовательно, для решения экологических проблем нужно выработать всеобщие правила природосообразного поведения. Эта идея все больше завоевывает умы людей, и не только экологов. Достаточно вспомнить слова известного русского писателя Ивана Васильева: «Что ты творишь, земляк! Почему не думаешь? Не думаешь о том, что будет завтра с твоим домом, с твоими детьми с землей, которая тебя кормит? Ну скажи, пожалуйста, на что тебе будут миллионы куриных яиц, если завтра не станет вот этого леса, если болота превратятся в зловонные лужи и ты не отыщешь чистой водицы, чтобы утолить жажду, если зеленый покров земли сдерешь колесами и ветер поднимет тучи песка и понесет в твои окна и двери? … Земля велика, но и у нее предел есть»[1].

Конечно, во многих странах, например, в России, принимаются законы, направленные на защиту природы. Но, по нашему мнению, эту проблему невозможно решить только при помощи принятия законов. В первую очередь требуется изменить сознание людей, в частности, специалистов по сельскому хозяйству. Действительно, непродуманная сельскохозяйственная деятельность наносит окружающей среде особый вред. Например, почва страдает от сельскохозяйственных машин и грузовых автомобилей; использование минеральных удобрений, пестицидов загрязняет окружающую среду и т. д.

Итак, "экологизация" сельского хозяйства — требование времени. Необходимо перейти от технократической политики к принципам природосообразности сельскохозяйственного производства. Эти проблемы изучает специальная наука — агроэкология.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: