III. Указатель имён к биографии И. Гайдна

Гендель Георг Фридрих (1685 Галле — 1759 Лондон) — немецкий композитор, большую часть (около 50-ти лет) прожил в Англии. Тяготел к светской музыке. С 1703 по 1706 гг. был связан с оперным театром в Гамбурге. С 1706 по 1710 гг. в известных оперных театрах Италии (в Риме, Неаполе, Флоренции) завоевал славу первоклассного оперного композитора. С 1710 по 1759 гг. жизнь и творчество связано с Лондоном, где он был придворным композитором, возглавлял Королевскую музыкальную академию (оперное предприятие). Известность Генделю, кроме опер и концертов, принесли оратории, в частности, «Иуда Маккавей», «Мессия», «Самсон». Они сделали его национальным композитором и национальным героем Англии.

Морцина — чешский граф, в имении которого около 2-х лет работал Гайдн. Он руководил капеллой и создал первые свои симфонии.

Порпора Никола Лнтонио (1686-1768) — итальянский композитор, капельмейстер и вокальный педагог. Родился и умер в Неаполе. С 1726 по 1760 гг. жил и работал в Венеции, Вене, Лондоне, Дрездене. С 1753 по 1756 гг. у него лакеем и аккомпаниатором служил Гайдн. Истинная цель службы Гайдна — возможность получать уроки композиции. Литературный портрет П. дан в романе Ж.Санд «Консуэло». Порпора — автор около 50-ти опер, 9-ти ораторий, кантат, концертов, арий, сольфеджио.

Эстергази (Эстерхази) — семья венгерских меценатов и музыкантов.

Пал Э. (1635-1713) — композитор и вирджиналист (разновидность клавишного инструмента). Содержал вокально-инструментальную капеллу. При нём дворец в Эйзенштадте стал культурным центром Австро-Венгрии.

Пал Антал Э. (1711-1762) — скрипач и виолончелист. В 1761 г. он пригласил на службу Гайдна.

Миклош Э. (1714-1790) — владелец имения и капеллы с 1762 г. С 1762 по 1777 гг. было построено новое имение: дворец по типу Версальского с театром на 400 мест. В 1766 г. капелла переехала в имение «Эстерхаза». С 1777 г. капелла получила европейскую известность.

Антал, сын Миклоша Э. (1738-1794) — распустил капеллу и оперную труппу, назначив Гайдну пожизненную пенсию.

Миклош, сын Антала Э. (1765-1833) — восстановил капеллу в Эй-зенштадте. Для него Гайдн написал 6 месс, Бетховен — мессу C-dur. У него в разное время работали: Гуммель (ф-но), Шуберт, отец Ф. Листа Адам Лист (он служил смотрителем овчарни у Э., играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял. Лучше других инструментов владел виолончелью).

IV. Основные сочинения

Композитор оставил богатое творческое наследие:

• 24 оперы;

• оратории: «Сотворение мира», «Времена года»;

• 14 месс;

• кантаты;

• хоровые произведения;

• 104 симфонии, в том числе: № 6 «Утро», № 7 «Полдень», № 22 «Философ», № 44 «Траурная», № 45 «Прощальная», № 82 «Медведь», № 83 «Курица», № 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз», № 100 «Военная», № 101 «Часы»;

• 16 увертюр;

• более 60 концертов для различных инструментов с оркестром;

• 60 дивертисментов для разных составов;

• 83 струнных квартета;

• 21 трио;

• более 50 сонат для клавира;

• квартеты, терцеты (трио), дуэты, песни, обработки народных песен.

V. Выполни задания

Задание 1. Составь кроссворд, используя следующие вопросы:

Титул знатного вельможи, которому Гайдн прослужил более 30 лет.

Один из тех предметов, которые изготавливал отец Гайдна.

Жанр первой оперы молодого композитора.

Заключение всего произведения или его части, иногда имеет виртуозный характер.

Один из инструментов, которые Гайдн освоил за время пребывания в церковном хоре г. Вены.

Музыкальный стиль XVIII-X1X вв., представителем которого являлся Гайдн.

Служитель театра.

Католический собор, в котором богослужение совершает епископ с кафедры.

В XVIII веке — руководитель исполнительского коллектива певцов и инструменталистов.

Задание 2. Разгадай чайнворд.

Ансамбль из трех исполнителей. 2. Город в Англии, где Гайдн стал почетным членом университета. 3. Название одной из симфоний композитора. 4. Место для оркестрантов в оперном театре. 5. Дополнительный инструмент симфонического оркестра (струнный щипковый), 6. Начальное слово в названии первой оперы Гайдна (Асмодей) 7. Имя композитора. 8. Низкий деревянный духовой инструмент. 9. Высокий инструмент медной духовой группы. 10. Коллектив из нескольких исполнителей. 11. Ударный инструмент с определенной высотой звучания. 12. Страна, которую Гайдн посетил дважды в конце жизни.


Задание 3. Подчеркни правильные ответы:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: