Для того чтобы проанализировать структуру мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, был взят метод структурного анализа А.В. Карпова, который включает в себя подсчет индекса когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и общей организованности (ИОС) структуры; подсчет весовых коэффициентов каждого компонента в структуре; анализ функциональной роли качества (базовые компоненты). Полученные данные представлены ниже в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки структур мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности
Мотивация деятельности | ИКС | ИДС | ИОС | Базовые Компоненты |
Мотивация учебно-профессиональной деятельности | 28 | 0 | 28 | Учебно-познавательные мотивы, профессиональные мотивы, мотивы престижа, коммуникативные мотивы. |
Мотивация профессиональной деятельности | 88 | 2 | 90 | Мотив самореализации, познавательный мотив, мотив взаимодействия, мотив жизнеобеспечения. |
Оценивая структуры мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, исходя из данных представленных в таблице 2, можно сделать выводы, что организованность структуры выше у мотивации «профессионалов». Высокие показатели индекса общей организованности (ИОС=90 баллов), свидетельствуют об устойчивости структуры мотивов профессиональной деятельности. Об устойчивости структуры свидетельствует также выраженный показатель индекса когерентности (положительных взаимосвязей компонентов структуры). Устойчивая структура мотивов труда обеспечивает целенаправленную и устойчивую активность в профессиональной деятельности. Структурообразующими компонентами мотивации профессиональной деятельности (базовыми) являются стремление к самореализации, познанию, взаимодействию, высокому заработку и получению материального вознаграждения за свою работу.
У субъектов учебно-профессиональной деятельности структура менее организована, о чем говорит низкий показатель индекса общей организованности (ИОС=28 баллов). Структурообразующими компонентами (базовыми) являются учебно-познавательные мотивы, профессиональные мотивы, мотивы престижа, коммуникативные мотивы. Очевидно, низкая организованность структуры мотивации деятельности студентов может служить показателем неустойчивости их активности в овладении профессиональной деятельностью.