Тема.
Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные
Цели урока.
Образовательные:
- формировать умения учащихся работать с теоретическим материалом;
- совершенствовать знания о союзе как служебной части речи.
Развивающие:
- уметь определять роль союзов в предложении;
- научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения;
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование урока.
- Учебник «Русский язык», 7 класс».
Ход урока.
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но
(не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
|
|
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».
Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
Запишите в тетрадь эпиграф.
Ученики.
На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.
Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.
Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи.
Учитель.
Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи.
З аполните Приложение, кроме задания № 8.
Чтобы выполнить задание № 8, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.
О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?
Записать тему урока в тетради. Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные.
I. Изучение нового материала урока.
Работа с учебником (стр. 152). Прочитать правило.
Учитель.
Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные.
|
|
Учитель.
2. Работа с учебником: упр.368.(в тетради).
3. Конструируем предложения: (добавляем союзы соединительные, противительные, разделительные).
Беспрерывно шел дождь, …
Комната была светлой и уютной, …
Скоро наступит весна, …
Например. Беспрерывно шел дождь, когда мы отправились в путь.
Скоро наступит весна, и в лесу запоют птицы.
Записать в тетрадь.
Учитель.
Вернемся к теоретическому материалу.
Используя теоретический материал
- назовите союз;
- определите, простой он или составной;
- приведите пример предложения с использованием данного союза.
Характеристика союза.
- Союз И – сочинительный, соединительный, простой. В предложении «Язык хлебом кормит и дело портит» обозначает явления, которые происходят одновременно.
- Союз А – сочинительный, противительный, простой. В предложении «В полях снег тает, а в лесу он еще лежит нетронутый» обозначает, что одно явление противопоставляется другому.
- Союз ТО … ТО - сочинительный, разделительный, простой. В предложении «То ветер завоет, то сильный дождь польет» указывает на то, что из двух или более явлений возможно только одно.
Учитель.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: с помощью союзов устанавливаются разные смысловые отношения в предложении.
Учитель.
Теперь мы можем заполнить таблицу задания № 8 печатной основы.
(Слайд № 3).
II. Применение изученного материала на практике.
Учитель.
Какова роль сочинительных союзов?
Списать стих. И в скобках указать к какой группе относится союз.
Например.
Малыш то смеется, то плачет.(разделительный).
Андрей красив, зато неумен.
Река неглубокая, но широкая.
Старик не только умен, но и хитер.
Отработка навыка различения разрядов сочинительных союзов.
Учитель.
Запишите предложения, начертите схемы.
То ли неожиданно набежала туча, то ли подул сильный ветер.
ТО ЛИ , ТО ЛИ
На дискотеке было очень весело, однако я пошла домой.
, ОДНАКО
Новый фильм мне понравился, и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.
, И