Тема 6. Мотивы деятельности

Тема 1. Природа человека

План

1.Человек как био-социальное существо.

2. Врожденные и приобретенные способности. Их развитие

1. Социум (Лат.) – общество. Социальный – общественный.

Человек – био-социальное существо.

Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Социальное в человеке - это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие - это сознание.

Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Отличия человека от животного:

1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);

2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества.

Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Он становится личностью только под влиянием людей.

В первую очередь – это семья, друзья, учителя, соседи и т.д. Но также каждый человек и сам влияет на общество, своими действиями показывая другим, что допустимо, а что нет.

Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе — характеризуют биологическую и социальную природу человека.

2. От природы у каждого человека есть определённый характер, здоровье, способности.

Способности делятся на общие (ходить, говорить, мыслить) и особенные (математические, спортивные, музыкальные и т.д.).

Успеха достигает человек, который имеет способности, желание и длительные тренировки. 10 тысяч часов занятий приводят к совершенству практически любого человека в выбранной деятельности – спорте, музыке, и так далее.

Человек как биосоциальное существо развивается в обществе и влияет на него.

Вопросы к теме

1. Чем человек отличается от животного?

2. Как вы понимаете выражение «био-социальное существо»?

3. Приведите примеры, подтверждающие влияние общества на формирование человеческой личности

4. Какие ваши способности являются врожденными, а какие – приобретенными?

5. Приведите примеры развития способностей

Тема 3. Философские представления о сущности человека

План:

1. Вопрос о сущности человека

2. Разные точки зрения на сущность человека.

I. Философия – первая наука из которой выросли все остальные науки.       По-гречески: Фило – любовь; София – мудрость; Философ – человек, любящий думать).

Философский вопрос о сущности человека имеет 2 стороны:

1) Что в человеке преобладает: биологические черты или социальные?

2) Добродетелен ли человек по своей природе или же порочен?

 С древности люди задумывались над сущностью человека и возникали разные представления о его месте в мире.

II. Первобытные люди не выделяли человека из животного мира.

Тотемизм – вера в то, что какое-либо животное или растение является мифическим предком племени и все люди этого племени по сущности являются воплощением этого зверя – медведя, волка, ягуара и т.д.

Учения Древнего Востока о сущности человека.

 В индуизме и буддизме человек еще не выступает как самоценность. Вся вселенная представлялась как один живой организм и человек только частица этого целого, такая же как растения, горы, звезды, животные. Нанося вред природе, другим людям, человек вредит сам себе.

Высший смысл его жизни - неуклонное следо­вание закону “космического колеса”, предустановленному свыше - множественным циклам рождений и смертей человека, чтобы в итоге слиться с мировой душой (атман) – разлитой во всей Вселенной.

Древнекитайская философия представляла человека и окружающий его мир как неразрывное целое, а назначение челове­ка усматривала в стремлении к внутреннему совершенству, к гармонии в соответствии с законом дао.

Проблема человека в философии античности.

Древнегреческий философ Сократ считал главным в человеке разум и нравственный внутренний закон. Он едва ли не первым перенес ответственность за деяния человека с богов на самого человека: “Нравственность есть знание”, - утверждал он. Тем самым определялось, что нравственность зависит не от воли богов, а от знаний человека.

Сократ говорил: «Человек рядом с обезьяной – Бог, а рядом с Богом - обезьяна». На второй вопрос о сущности человека он отвечал так: «Люди добродетельны от природы, но творят зло по невежеству»

В средние века господствовала христианская точка зрения, что Бог сотворил тело человека из праха по своему образу и подобию и вдохнул в него свою божественную душу. Все, что происходит с человеком, совершается по воле божьей, а человек должен служить Богу и подчинять свое грешное тело духовному началу.

Философия Нового времени

Жан Жак Руссо – французский философ-просветитель 18 века считал, что: «Люди добродетельны от природы, но цивилизация рождает в них пороки».

Итальянский врач 19 века Чезаре Ломброзо создал теорию «врождённой преступности». Будучи тюремным врачом, он проводил антропологические исследования преступников. На основе огромного статистического материала он пришел к выводу, что некоторые люди являются прирождёнными преступниками, и это можно понять по определённым врожденным физическим признакам и чертам внешности.

Вопросы к теме

1. Охарактеризовать врожденные (биологические) и приобретенные (социальные) качества человека

2. Раскройте представления первобытных людей о сущности человека

3. Раскройте представления жителей Древнего Востока о сущности человека (буддизм)

4. Раскройте представления Сократа о сущности человека

5. Раскройте представления Ж.Ж.Руссо о сущности человека

6. В чем состояла теория «врожденной преступности» Ч.Ломброзо

 

Тема 4. Деятельность

План

1.Понятие «Деятельность»

2.Структура деятельности

3.Виды деятельности

1. Деятельность - это разумные целенаправленные действия человека.

Непродуманные действия называются поведением

2. Структура деятельности

 Любая деятельность состоит из 5 элементов:

1. Субъект – это тот, кто действует (один человек или коллектив)

2. Объект – это то на что направлено действие

Виды объектов

a) Материальный предмет

Б) другие люди

В) сам человек

Г) сознание человека

3. Цель – предполагаемый результат деятельности

Цели бывают: достижимые и недостижимые, реальные и нереальные.

Нереальная цель недостижима в принципе, так как противоречит законам природы и современному уровню развития науки и техники. (превратиться в фею)

Реальная цель может быть недостижимой для конкретного человека в данных условиях, но в принципе в других обстоятельствах люди могут ее достичь.(стать чемпионом формулы 1)

4. Средства достижения цели. - каждый выбирает наилучший для него способ достижения цели. К одной и той же цели могут вести разные способы и средства.

5. Результат – реальный итог деятельности. Он может совпадать с поставленной целью, а может не совпадать.

Вопросы по теме:

1. Понятие «Деятельность»

2. Структура деятельности

3. Приведите примеры разумной целенаправленной деятельности

4. Объект деятельности, виды объектов

5. Что такое субъект? Кто может быть субъектом?

6. Приведите примеры, когда субъектом является не один человек, а коллектив

7. На что может быть направлена деятельность человека? Приведите примеры

8. Какие цели ставят перед собой люди?

9. Почему не всегда удается достичь поставленной цели?

10. От чего зависит выбор средств достижения цели?

 

 

Тема 5. Виды деятельности:

План

1. Практическая и духовная деятельность

2. Созидательная и разрушительная деятельность

3. Творческая и шаблонная деятельность

4. Труд и игра

1.  В зависимости от объекта различается

Практическая деятельность -  направлена на изменение материальных предметов и окружающего мира.

  Духовная деятельность - направлена на изменение сознания людей.(Как других людей, так и самого человека)

2. В зависимости от результатов деятельность может быть созидательная –в ходе которой что-то создается

и разрушительная – в ходе которой какие-то объекты перестают существовать. Создавать и разрушать можно не только материальные объекты – (дом, забор, посуду), но и духовные объекты. Можно создать дружеские или семейные отношения, а можно их разрушить. Можно создать и разрушить доверие, репутацию, планы, государство.

в) В зависимости от поставленных целей и способов их достижения различается

  Шаблонная деятельность - точное повторение одних и тех же действий для достижения одной и той же цели.

Творческая деятельность – это создание чего – то принципиально нового или использование новаторских средств в достижении уже известной цели.

Есть целый ряд чисто творческих профессий: артист, художник, композитор, писатель, изобретатель. Но элементы творчества возможны в любой профессии. Для творчества необходимы воображение и фантазия.

Интуиция – знание, полученное бессознательным путём.

Зигмунд Фрейд, австрийский психолог 19-20 века, автор теории психоанализа,   считал, что «подсознательное является ядром человеческого Я»

Его ученик, швейцарский психолог Карл Юнг утверждал, что «Подсознание – источник творческого вдохновения».

Но для успешной творческой деятельности, кроме таланта, необходимы глубокие знания предмета и упорный труд.

«Вдохновение - гостья, которая не любит посещать ленивых» - писал великий русский композитор 19 века П.И. Чайковский.

г) Труд – деятельность направленная на создание чего – то практически полезного.

Особенности труда:

1.В процессе труда меняется не только объект но и субъект: человек приобретает рабочие навыки, повышает квалификацию.

2. Результат труда должен всегда совпадать с поставленной целью.

Игра – деятельность, в которой процесс часто ценится больше, чем результат.

Особенности игры:

1. Заранее известные условные правила.

2. В реальные действия вкладывается выдуманный смысл.

Люди ищут в играх сильные эмоции -  чувства преодоления и победы, которых им не хватает в жизни. Игры бывают спортивные, развивающие, обучающие, деловые, азартные, компьютерные

Вопросы к теме:

1. Основные отличия материальной деятельности

2. Основные отличия духовной деятельности

3. Созидательная и разрушительная деятельность

4. Кто такой Зигмунд Фрейд? Какую теорию он создал?

5. Кто такой Карл Юнг?

6. Кто такой П.И.Чайковский? Какие произведения Чайковского вам известны?

7. Особенности творческой деятельности

8. Игра – основные черты и значение

9. Труд – основные черты и значение

Тема 6. Мотивы деятельности

План

1.Потребности, их виды,

2. Убеждения, социальные установки, интересы.

3. Зигмунд Фрейд. Бессознательные влечения

1. Мотив – причина по которой человек совершает какие-то действия.

Виды мотивов

Потребности – переживаемая человеком нужда в чём либо необходимом для его жизни и личности

А) Биологические потребности – в пище, воде, сне, самосохранении

Б) Социальные потребности – общение, установление с окружающими определенных отношений

В) Духовные потребности – в информации, творчестве, самореализации.

2). Убеждения – устойчивые взгляды и принципы человека которые он стремится воплотить в жизнь.

Социальные установки – внушенные обществом о необходимости каких – то действий.

Интересы – то, что важно для отдельного человека или какой-либо социальной группы.

3) Бессознательные влечения – скрытые комплексы и подавленные желания,  которые толкают человека на необъяснимые поступки.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

1. Разумные действия человека, направленные на достижение осознанной цели - это...

1) Мотивы  2) Творчество  3) Деятельность 4) Труд

2.Как называется тот, кто действует?

1)Субъект   2)Объект    3)Действующее лицо    4)Участник

3. Как называется то, на что направлено действие?

1) Субъект  2) Объект    3) Предмет      4) Цель

4. Как называется желательный результат деятельности?

1) Объект  2) Субъект    3) Цель     4) Созидание

5. Как называется реальный итог деятельности?

1) Цель     2) Результат    3) Объект   4) Субъект

6. Как называется деятельность, направленная на изменение материальных объектов окружающего мира?

1) Практическая деятельность      2)Духовная деятельность

3)Созидательная деятельность     4)Шаблонная деятельность

7. Как называется деятельность, направленная на изменение сознания людей?

1) Практическая   2)Духовная    3)Созидательная   4)Шаблонная

8. Как называется деятельность, направленная на создание чего-то нового, не существовавшего раньше?

1) Практическая     2) Духовная 3) Труд   4) Творчество

9. Как называется деятельность, направленная на достижение практически полезного результата?

1) Практическая    2)Духовная   3)Труд  4)Творчество

10. Как называется деятельность, в которой ценится не столько результат, сколько сам процесс?

1) Творчество     2) Труд    3) Игра     4) Общение

11.Как называется знание, полученное бессознательным путем?

1) Творчество  2) Интуиция    3)Воображение   4)Фантазия

12. Кто такой Зигмунд Фрейд?

1) Австрийский психолог, автор теории "психоанализа"

2) Немецкий философ 19 в, основоположник коммунизма

3) Итальянский врач 19 в., автор теории "врожденной преступности"

4) Швейцарский ученый, автор "Матрицы безумия"

13. Кто такой Карл Юнг?

1) Австрийский психолог, автор теории "психоанализа"

2) Немецкий философ 19 в., основоположник коммунизма

3) Итальянский врач 19 в., автор теории "врожденной преступности"

4) Швейцарский психолог, автор "Матрицы безумия"

14. Как называется обмен информацией и эмоциями между несколькими субъектами?

1) Игра 2)Общение       3)Коммуникация     4)Творчество

15. Как называется обмен информацией, без обмена чувствами?

1) Игра   2) Общение    3) Коммуникация    4) Сообщение

Вопрос 16

Как называется причина, толкающая человека на какие-то действия?

1) Повод  2) Потребности  3) Мотив    4) Цель

17.Как называется испытываемая человеком нужда в чем либо, необходимом для его жизни?

1) Потребность  2) Мотив   3) Интерес      4) Цель

18. К какому виду потребностей относится потребность в информации?

1) биологические    2) социальные   3) практические   4) духовные

19. К какому виду потребностей относится потребность в уважении окружающих?

1)Биологические  2)Социальные  3)Практические    4)Духовные

20. К какому виду потребностей относится потребность в жилище?

1)Биологические   2)Социальные   3)практические   4)Духовные

21. Как называется устойчивые взгляды человека на мир, принципы, которые он стремится воплотить в жизнь?

1) Потребности 2)Убеждения 3)Социальные установки   4) Интересы

22. Как называется точное повторение одних и тех же действий?

1) Практическая деятельность      2) Духовная деятельность

3) Шаблонная деятельность          4) Труд

23. Какой может быть деятельность в зависимости от результата?

1)созидательная и разрушительная       2)практическая и духовная

3) творческая и шаблонная                4)объективная и субъективная

24. Какой может быть деятельность в зависимости от объекта?

1)Разрушительная и созидательная         2)практическая и духовная

3) творческая и шаблонная            4) объективная и субъективная

25. Как называется то, что важно для отдельного человека или определенной социальной группы?

1)Убеждения 2)Социальные установки 3) Интересы 4) Потребности

26. Как называются скрытые комплексы и подавленные желания, толкающие человека на необъяснимые поступки?

1) Потребности                      2) Интересы

3) Социальные установки     4) Бессознательные влечения

27. Укажите, что не относится к духовной деятельности?

1) Планирование отпуска       2) Подготовка к экзамену

3) Рисование плаката              4) Чтение книги

 28. Укажите, что относится к духовной деятельности?

1) Черчение проекта дома      2) Строительство дома

3) Дизайн интерьера               4) Украшение комнаты

29. Что относится к практической деятельности?

1) Выступление на концерте самодеятельности        2) ответ на уроке истории

3) Написание шпаргалки          4) разговор с другом

30. Что не является признаком игры?

1)Условные правила         2) Обучение деловым навыкам

3) Вымышленное содержание реальных действий   

4) Премия за победу в футбольном матче

31. Как называется возникшее под влиянием общества убеждение в важности каких-либо социальных явлений?

1) Убеждение       2) Социальная потребность

3) Интерес            4) Социальная установка

32. Кто не может участвовать в процессе общения?

1) субъект и объект                 2) Вымышленный субъект

3) отсутствующий субъект      4) животное

 

Текст задания: внимательно прочитайте и ответьте на поставленные вопросы

Условия выполнения задания:

1. Место(время) выполнения задания: в учебной группе, в форме компьютерного тестирования

2. Максимальное время выполнения задания: 15мин.

3. Вы можете пользоваться: подсказками пользоваться запрещено

Критерии оценки:

90% правильных ответов – оценка «5»,

75% правильных ответа – оценка «4»,

55% правильных ответа –оценка «3».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: