I Термины и определения
Проект - это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели, создается конкретный продукт для дальнейшего использования.
Метод проектов в педагогике - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, лично значимым для обучающегося и оформленным в виде некоего конечного продукта.
Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная продуктивная деятельность, объединяющая педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и социальных партнёров. Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Проектная деятельность обучающихся направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений в процессе постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, анализа полученных результатов, оформления полученных результатов в продукт для дальнейшего использования, помогает развитию творческих способностей, логического мышления, навыков практического использования полученных знаний.
|
|
Проектная деятельность преподавателей направлена на создание условий для формирования навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач обучающимися.
Учебные проекты в зависимости от содержания проектной деятельности делятся на исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые проекты.
Исследовательский проект предполагает доказательство актуальности темы, определение цели и задач исследования, формулирование проблемы, определение предмета и объекта исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.). В ходе выполнения таких проектов у обучающихся формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации, навыки проведения эксперимента, исследовательские навыки.
Информационный проект предполагает сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление широкой аудитории в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у обучающихся формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации, коммуникационные умения.
|
|
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала социально или личностно значимым результатом деятельности обучающегося. Этим результатом может быть какое-либо наглядное, дидактическое пособие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманной структуры, роли и функций каждого участника (в случае группового проекта). Кроме того, необходимо предусмотреть роль каждого обучающегося в оформлении конечного результата (продукта). Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, систематической внешней оценки проекта.
Творческий проект отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.
Игровой (ролевой) проект предполагает литературные, исторические и деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По тематике проекты делятся на монопредметные, межпредметные и метапредметные.
Монопредметный проект относится к определённой области знаний, разрабатывается в рамках одной дисциплины.
Межпредметный (междисциплинарный) проект относится к области деятельности в рамках нескольких дисциплин.
Метапредметный (надпредметный) проект находится на стыке областей знаний и за рамками содержания учебных дисциплин.
Учебные проекты по количеству участников проекта делятся на индивидуальные, парные, групповые.
II Общие положения
В соответствии с требованиями ФГОС СОО обучающийся в течение первого года обучения должен выполнить индивидуальный проект.
2. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме, в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин в любой избранной области деятельности.
3. Целью выполнения индивидуального проектирования обучающимися является формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.
Задачи выполнения индивидуального проектирования:
- выявление интересов и склонностей обучающихся, развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса к обучению;
- развитие способности к аналитической, интеллектуальной деятельности;
- формирование навыков саморазвития и самообразования, навыков анализа и оценки обучающимися собственной деятельности;
- формирование исследовательских умений, проектного мышления;
- формирование практического опыта в различных сферах деятельности, опыта публичных выступлений, коммуникативной и информационной компетентности;
- формирование активной гражданской позиции.