III. Организация занятий по строевой подготовке

1. Подготовка к занятиям.

Важнейшим элементом педагогической деятельности руководителя занятий по строевой подготовке, обеспечивающим высококачественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.

Общая подготовка включает:

- изучение руководящих документов по строевой подготовке (строевого устава ВС методических рекомендаций и т.п.);

- знание программ, и тематических планов.

Это даёт возможность руководителю занятий видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета.

Непосредственная подготовка включает:

- уяснение содержания предстоящего занятия;

- определение основной учебной цели.

Основы строевого обучения:

- определение структуры занятия, его основных вопросов, определение времени, необходимого для его изучения, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;

- выбор приёмов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);

- подготовку материального обеспечения занятия;

- разработку плана-конспекта занятия;

План-конспект - это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых.

 

Одиночная строевая подготовка.

Одиночная строевая подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения.

Одиночная строевая подготовка должна проводиться на специально оборудованной площадке.

Строевые приёмы и движение без оружия.

Для успешного усвоения умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд.

Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчётливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует руководитель занятия.

Исполнительная команда подаётся после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

В заключение руководитель занятия поясняет, что для отмены приёма (действия) или для прекращения его, подается команда «ОТСТАВИТЬ»; Рассказывает и показывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приёма.

 

Строевая стойка.

Для обучения строевой стойке преподаватель занятия строит отделение, группу, класс - (далее по тексту - отделение) в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку.

Начиная занятие, руководитель занятия знакомит обучаемых с элементами строевой стойки путём образцового её показа. При этом обучаемые должны видеть руководителя занятия спереди и сбоку. Затем руководитель занятия рассказывает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка, и обращает особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдаче и получении приказания, при обращении друг к другу. Закончив показ, руководитель занятия размыкает отделение группу и дает возможность обучаемым принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем руководитель занятия приступает к разучиванию строевой стойки по элементам.

После одиночной тренировки можно перейти к парной тренировке, для чего руководитель занятия производит расчет в отделении на первый и второй и командует:

«Первые номера налево, вторые напра-ВО», затем: «Первые номера проверяют, вторые выполняют - к парной тренировке - ПРИСТУПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и периодически меняет тренирующихся и контролирующих.

Отработав подготовительные упражнения, руководитель занятия приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например: «Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ, Петров. Шаг вперед, шагом - МАРШ» и т.д.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать обучаемым подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то обучаемые легко, без наклона вперед выполнят команду.

Можно проверить правильность строевой стойки поднятием носков. Руководитель занятия подает команду «Поднять носки, делай - РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

Научив принимать строевую стойку по разделениям, руководитель занятия тренирует обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ или Отделение - СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а руководитель занятия следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок.

После того как обучаемые научатся принимать строевую стойку, руководитель занятия учит их выполнять команды «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».

По команде «ВОЛЬНО» следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить обмундирование и снаряжение (если оно есть), негромко разговаривать.

При необходимости выйти из строя надо получить разрешение своего непосредственного начальника.

Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, руководитель занятия приступает к обучению.

С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение (- РАЗОЙДИСЬ, Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ, «ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

Обучаемые по команде «СТАНОВИСЬ» занимают свое место в строю, принимают строевую стойку, а руководитель занятия проходит перед строем и проверяет ее выполнение.

Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку правильно, подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется.

Сделав замечания тем, кто неправильно выполнил команду «ВОЛЬНО», и подав ее несколько раз для тренировки, руководитель занятия учит выполнять команду «ЗАПРАВИТЬСЯ». Так, подавая неоднократно команды «СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», руководитель занятия добивается правильного и четкого их выполнения. В дальнейшем навыки в выполнении строевой стойки и действия по командам «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» совершенствуются на всех занятиях.

В конце занятия преподаватель должен оценить каждого обучаемого за выполнение строевой стойки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: