Работа эта чрезвычайно сложна, потому что из всех жестов, поворотов головы, выражений лица изображаемого человека художник выбирает самые характерные. Для этого надо хорошо знать портретируемого, видеть его в самых разнообразных обстоятельствах, «подсмотреть» в нем главное. В этом умении через внешнее, видимое передать внутренний, скрытый от взора мир человека — дар портретиста, каким в совершенстве владели на Западе Рембрандт, Веласкес, Ван-Дейк, в русском искусстве — Кипренский, Репин, Серов, Нестеров, Корин и многие другие художники.
Художник может написать портрет известного человека и благодаря этому сохранить для многих поколений людей его облик. Так, портреты А. С. Пушкина, написанные О. А. Кипренским и В. А. Тропининым, донесли до нас живые черты гениального поэта.
Художник может, написав портрет ничем не примечательного человека, сделать созданный им образ бессмертным. «Такова сила искусства: лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своею кистию новую жизнь»,— отмечал В. Г. Белинский.
|
|
Картина В. Е. Попкова «Шинель отца»— автопортрет художника, где изображены немолодой человек в шинели и стоящие на втором плане женские фигуры. Уже при первом взгляде возникает ощущение тревожной напряженности, беспокойства, навеянное общим колористическим решением. Картина построена на контрасте серо-голубого, серо-зеленого цвета шинели и красновато-зеленого цвета платьев женщин. Напряженный цвет выбран не случайно.
Шинель примеряет человек немолодой. Значит, выросли и даже успели постареть сыновья солдат, не вернувшихся с войны. Шинель ему явно велика. Почему? Может быть, потому, что росли мальчишки военных лет в трудных условиях и выросли не очень рослыми, не очень крепкими. А может быть, не по плечу ему шинель отца потому, что он не совершил ничего равного подвигу солдата на войне? Мысль о солдатском подвиге, об ответственности живых перед памятью погибших передал художник, изобразив себя в шинели отца.
Но этим не исчерпывается содержание картины. Художник ввел в нее образы героинь своих более ранних произведений, объединенных общей темой и названных «Мезенские вдовы». Эти женские образы, возникшие в его памяти и живущие на его полотнах,— еще одна грань, раскрывающая трагедию войны. Но и этим не исчерпывается содержание картины. Автор изобразил себя, художника, и подчеркнул это, поместив на первом плане палитру. На ней — те же краски, которыми написано полотно: красная, желтая, зеленая. Но на палитре — это чистые, мажорные, ничем не замутненные цвета. А в картине они зазвучали иначе, тревожно. Тот же красный цвет в фигурах вдов смешался с зеленым и по контрасту с цветом шинели получил иную окраску: радостное настроение, вызываемое обычно красным цветом, сменилось настроением печали, горестного воспоминания. Так написанный большим художником автопортрет выразил важную мысль об ответственности живых перед светлой памятью павших на полях сражений, о судьбах вдов, о назначении художника.
|
|
Натюрморт, или «мертвая натура»,— изображение плодов, цветов, предметов искусства, домашнего обихода, старины и пр. Так же как и в других жанрах живописи, в натюрморте художник передает свое восприятие мира, отношение к нему, отражает свое время. Поэтому одни натюрморты изысканны и изощренны, другие — строги и суровы, в третьих показана красота самых простых вещей: корзин, кувшинов, тарелок, чашек, тканей. Такие натюрморты как бы говорят: «Смотри, как прекрасны самые / простые вещи! Любуйся, пользуйся ими. • Но иногда задумайся и над тем, как искусно все «сделала» природа, какой мастер сам человек, создавший и вырастивший на земле все ее богатства».
Все рассмотренные нами произведения относятся к станковой живописи. Станковыми называются произведения, имеющие самостоятельное значение, не связанные с архитектурой или каким-нибудь практическим назначением. Название это происходит от «станка» (мольберта), на котором художник работает.
Музеи, выставки, картинные галереи, где происходят наши встречи со станковой живописью, создают атмосферу торжественности, праздничной приподнятости и одновременно сосредоточенности и тишины, которые важны при восприятии искусства. В музее мы легко попадаем из одной эпохи в другую, встречаем совершенно разные образы. Каждое полотно требует своего, особого восприятия, ибо у каждого автора — свой излюбленный круг тем, свой колорит своя манера. Одни картины привлекают своей яркостью и раскрываются быстрее, другие — только при длительном рассмотрении. И мы видим, как различно искусство разных эпох или разных художников, живших в одно время. В нашем распоряжении — художественно запечатленная история, прошлое и настоящее. Мы можем уходить от картин и снова возвращаться, сравнивать одну с другой. Остановленное в картине мгновение заставляет и нас остановиться, задуматься. Сегодня, когда ритм жизни вынуждает спешить и торопиться, возможность остановиться и подумать, побыть наедине с прекрасным особенно ценна.