Инструментальная музыка

Инструментальной называется музыка, исполняемая на различных музыкальных инструментах. Инструментальная музыка возникла в глубокой древности. На протяжении столетий она носила прикладной характер. Под такую музыку шествовали или танцевали, пировали или охотились, воевали или хоронили. Самостоятельное художественное значение инструментальное искусство приобрело тогда, когда эта музыка стала предназначаться для специального исполнения перед публикой либо для себя. Постепенно инструментальная музыка совершенствуется, вырабатывая свои выразительные средства, свой специфический язык.

Инструментальную музыку можно назвать продолжением вокальной — в том смысле, в каком мы говорим, что орудия труда и механизмы — «продолжение» руки человека, микроскопы и телескопы — его глаза и т. д. Голос человека (как и все остальные его способности) обладает ограниченными возможностями. Музыкальные инструменты превосходят его в диапазоне, силе, подвижности. Но они делают то же самое, что делает человеческий голос,— они поют, какие бы сложные и разнообразные формы ни принимало это пение.

В наше время инструментальная музыка существует во множестве различных по своему строению (форме) произведений. В зависимости от предназначения она разделяется на камерно-инструментальную и симфоническую музыку.

Камерно-инструментальная (от слова «камера»— комната) — это музыка, рассчитанная на небольшое количество исполнителей. Рассмотрим ее особенности на наиболее сложной форме камерно-инструментальной музыки — сонате.

Классическая соната (от итальянского «звучать») представляет собой многочастное или, как говорят музыканты, циклическое произведение. Каждая из частей (обычно их три-четыре) самостоятельна по своему значению, но все они связаны между собой общностью художественного замысла и решения.

Сонатный цикл заключает в себе целую систему музыкальных образов. И подобно тому как у разных людей в разные моменты их жизни чувства и размышления могут быть глубоко различными, так различаются и контрастируют между собой части сонаты. Первая часть, как правило, самая динамичная, конфликтная и напряженная. Вторая — медленная. В ней преобладают настроения покоя, нежности, раздумья, созерцания. Третья часть, вновь стремительная, активная, составляет как бы вывод, итог всего цикла и в большинстве сонат носит светлый, оптимистический характер.

Обычно соната не имеет каких-либо словесных пояснений или заголовка, которые могли бы подсказать слушателям замысел композитора. Но иногда сонатам дается условное название. Так, «Лунной сонатой» называется одно из наиболее популярных произведений Бетховена. Первая часть ее начинается неторопливым, спокойным течением музыки. Слушатель будто вступает в зачарованный мир мечты и воспоминаний одинокого человека. Чувство, вначале спокойное, разрастается до страстного призыва. Постепенно наступает успокоение, и вновь раздается грустная, полная тоски мелодия, замирающая на фоне беспрерывно звучащего аккомпанемента. Но состояние успокоения и мечтательности длится недолго. Вторая, очень небольшая часть, построенная на мягких контрастах, легких интонациях, игре полутонов, переходит к могучему финалу третьей части. Музыка передает чувства взволнованной и потрясенной души. Стремительно проносятся грозные, жалобные и печальные темы. Разыгрывается подлинная духовная драма. Все три части сонаты внутренне связаны между собой. Первая и третья части сонаты начинаются с одних и тех же звуков. Но в первой части они звучат спокойно, а в третьей — как бы стремительно рвутся ввысь. Вся соната, произведение редкостное по красоте музыки, передает страстное чувство, доходящее до настоящей душевной бури.

Слушая сонату, трудно конкретно представить, что именно побудило композитора написать ее. Но сам строй мышления может быть выражен здесь с силой, подчас недоступной слову. Существует много попыток объяснить сюжет и содержание «Лунной сонаты». Ее появление связывают с несчастливой любовью композитора к женщине, которой он посвятил это произведение. Но личное переживание не исчерпывает содержания сонаты, оно служит только толчком для создания музыки, раскрывающей сложный, противоречивый душевный мир художника.

Сонаты Бетховена очень любил слушать В.И.Ленин. «Ничего не знаю лучше «Apas-sionata»,—говорил он об одной из бетхо-венских сонат,— готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»1

Симфония — это соната для оркестра, самая богатая и самая сложная форма инструментальной музыки. По глубине, многоплановости симфонию можно сравнить с драмой, трагедией или романом. Подобно сонате, симфония представляет собой циклическое сочинение. Отдельные части симфонии — это как бы отдельные, самостоятельные главы музыкального повествования. Симфонии, как правило, рождаются в связи с какими-то реальными явлениями и всегда, так или иначе, выражают мироощущение человека, его отношение к людям, к природе, к жизни.

Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича была написана им летом и осенью 1941 г. в осажденном Ленинграде. Потрясенный трагедией народа, вовлеченного в войну, композитор задумал свое произведение как монументальное полотно об ужасе фашистского нашествия и о нашей неминуемой победе.

Симфония начинается ясным напевом, темой мира, счастья. В нее вплетается тема еще более напевная — мирного покоя, тихого счастливого сна. И вдруг под неумолимое сухое постукивание барабана, как мелкая дробь, начинают звучать жесткие, механические звуки — назойливая мелодия фашистского марша — тема нашествия.

Вот как передает свои ощущения от музыки Шостаковича писатель Е. Петров: «Она возникает неожиданно и неизбежно. Она начинается с шепота, именно с шепота барабанов, и под этот барабанный шепот, после скрипичного пиччикато какая-то дудка тихонько наигрывает простую и замысловатую, шутовскую и страшную мелодию. Потом мелодия повторяется с назойливой аккуратностью... Мелодия повторяется в третий раз, потом в четвертый, пятый, шестой, десятый раз. Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище, с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас — раз, два, раз, два... На предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная, тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления... Эта битва грандиозна, и выражена она в оркестре с величайшей энергией. Уже ничто не может превзойти ее. Это предел напряжения, но композитор не отпускает вашего сердца. Он еще немного сильнее сжимает его, опять несколько нот в партитуре с чудесной стремительностью переводят музыку столкновения в музыку горя, громадного, мужественного народного горя. Это памятник погибшим в бою за родину — траурный марш. Он не вызывает слез. Слишком глубокая печаль, чтобы вызывать слезы — признак слабости! И реквием в память героев наших, братьев наших, сыновей и отцов наших — оставляет глаза сухими, а кулаки сжатыми».

Вторая часть как бы лирическое отступление. В третьей части, звучащей медленно, эпически, композитор создает поэтический образ Родины, ее просторов, лесов, полей. Но и здесь время от времени звучит тема военной тревоги. Четвертая, последняя часть вновь возвращает нас к мирной, радостной жизни. Слышится приближение победы, начальная тема первой части получает триумфальное звучание.

Все выразительные средства — мелодия, гармония, ритм, тембр — в симфонической музыке получают всестороннее развитие. Особенно могущественным средством выражения становится тембр. Симфоническая музыка отличается чрезвычайно разнообразным сочетанием тембров. В симфоническом оркестре то сливаются, то как бы спорят между собой, составляя единое целое, голоса разных инструментов. В оркестре звучат и нежные переливы флейты и кларнета, и выразительные интонации фагота, и лирический голос скрипки, и задушевный — виолончели, резкие удары тарелок и рокот литавр, призывные голоса труб и раскаты барабана.

К жанру симфонической музыки относятся не только симфонии, но и программные оркестровые сочинения. Это симфонические поэмы, фантазии, картины, в которых композиторы соединяют музыку с поэзией и широко обращаются к сюжетам мировой литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: