Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опёршись. (Павел Антокольский)
Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (Василий Шукшин)
Эллипсис (от др. греч. ἔλλειψις – недостаток) – намеренный пропуск слов, не существенных для понимания смысла сообщения.
Например:
Шампанского! (Подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»)
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня! (Г. Гейне)
Хиазм (от др.-гр. χιασμός) — риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»). Термин «хиазм» связан с крестообразной формой буквы «хи».
Примеры хиазма:
«Самый лучший человек тот, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живёт чужими мыслями и своими чувствами». (Л. Н. Толстой)
|
|
«В России две напасти: Внизу — власть тьмы, / А наверху — тьма власти». (Гиляровский)
«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»).
«Честь нашей части — это часть нашей чести».
«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27).
«Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны» (из инаугурационного послания президента США Джона Ф. Кеннеди).
Примечание: хиазм для ЕГЭ не нужен.
Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае, вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?!» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго.» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторическое восклицание и риторическое обращение
|
|
Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:
Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись вокруг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай! (В. Брюсов)
Здесь слова «взмах», «взлёт», так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.
В этом же примере из В. Брюсова находим и риторическое обращение, то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.
Таким образом, все эти риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.
Примеры риторических восклицаний:
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство… (Ф. Тютчев)
Германия!
Германия!
Германия!
Позор! (М. Цветаева)
Примеры риторических обращений:
А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных рабов! (М. Лермонтов)