Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц

Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко. Опёршись. (Павел Антокольский)

Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (Василий Шукшин)


Эллипсис (от др. греч. ἔλλειψις – недостаток) – намеренный пропуск слов, не существенных для понимания смысла сообщения.

Например:

Шампанского! (Подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»)


День в тёмную ночь влюблён,

В зиму весна влюблена,

Жизнь — в смерть…

А ты?.. Ты в меня! (Г. Гейне)

Хиазм (от др.-гр. χιασμός) — риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»). Термин «хиазм» связан с крестообразной формой буквы «хи».

Примеры хиазма:

«Самый лучший человек тот, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живёт чужими мыслями и своими чувствами». (Л. Н. Толстой)

«В России две напасти: Внизу — власть тьмы, / А наверху — тьма власти». (Гиляровский)

«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»).

«Честь нашей части — это часть нашей чести».

«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27).

«Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны» (из инаугурационного послания президента США Джона Ф. Кеннеди).

Примечание: хиазм для ЕГЭ не нужен.

Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае, вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?!» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго.» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторическое восклицание и риторическое обращение

Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись вокруг!

Привод, вихрь дли! Не опоздай! (В. Брюсов)

Здесь слова «взмах», «взлёт», так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.

В этом же примере из В. Брюсова находим и риторическое обращение, то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.

Таким образом, все эти риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.

Примеры риторических восклицаний:

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство… (Ф. Тютчев)

       Германия!

       Германия!

       Германия!

       Позор! (М. Цветаева)

       Примеры риторических обращений:

       А вы, надменные потомки,

       Известной подлостью прославленных отцов,

       Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных рабов! (М. Лермонтов)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: